среда, 27 июня 2012 г.

Бани (хамамы) Карасубазара

бани (хамам)

      В карасубазаре до войны (депортации) существовали и функционировали две бани (хамама) Биюк-Хамам и Чай-Хамам, в настоящее время эти памятники архитектуры бесследно уничтожены советской властью.
    Ниже претставленна статья Засыпкина Борса Николаевича.
    Засыпкин Борис Николаевич— русский (советский) археолог, занимавшийся архитектурой средневекового Востока. Биографи­ческими данными о нем мы не располагаем, однако, судя по его работам середины 1920-х гг., уже в это время ои был достаточно зрелым исследователем. Известно, что в основном Б. Н. Засыпкин изучал памятники Средней Азии. В 1926-1931 гг. были опубли­кованы несколько его работ по архитектурным памятникам Ферганы, Термеза, Узгента и другие, н проблемам их реставрации. Собственно архитектуре крымских татар, которую он исследовал в 1925-1926 гг., посвящено только три его сочнпения. Некоторые фрагменты из его обобщающего труда, опубликованного в журпале "Крым" в 1927 г., приводятся в нашей хрестоматии.

Бани (хамам)
Бани в жизни мусульманина играют не менее важную роль, чем мечети. Сохранившиеся бани Крыма относятся к османс­кой эпохе и строились по константинопольскому образцу, кои, в свою очередь, были прямым продолжением византийских бань. Ходжа Синан по­строил в Феодосии бани Сулеймана, факт, говорящий о том, ка­кое важное значение государство турок придавало бане. 
внутренний вид хамама
В строительство бань вложено немало искусства сочетать приятное устроение помещения с практическими требованиями: устройство отопления и водопровода с холодной и горячей во­дой требовало технических совершенств, с другой стороны, действие воды и жара, разрушительно действуя на кладку, так­же вызвало ряд необходимых технических приемов. 
       Биюк-Хамам (реконструкция Абдужемилев Р.)
Особен­ными любительницами бань являются женщины. Они приходят в бани с утра, приносят с собою разные принадлежности и еду, и проводят целые дни, распевая песни, угощаясь и показывая друг другу свои наряды. Это единственное место, где восточ­ная женщина чувствовала себя свободной от мужского ига, яв­лялось, так сказать, женским клубом. Почти все бани Крыма симметрично делились на женские и мужские. Так как они по своим приемам, в большинстве случаев, аналогичны, то мы под­робно остановимся на самых больших банях Карасубазара Биюк-Хамам.
Баня имела мужское и женское отделения. Под резервуа­ром для горячей воды помещается топка. Перед топкой в зем­ле— углубление в виде прямоугольника, в настоящее время раскрытое, где хранились запасы топлива. Топка круглой фор­мы, дым идет из нее пятью Каналами: два из них проходили под полом резервуара для воды, имевшего размер 3,00 х 17.50 м, а три шли, развертываясь, под каменными полами банных по­мещений. Топка перекрыта полуцилиндрическим сводом, сте­ны оштукатурены хоросаном, особого вида крепкой и водонепроницаемой штукатуркой, составленной из известкового раствора с добавлением до 50% толченого и сеяного кирпича. Подобную штукатурку мы имеем в византийских подземных цистернах в Херсонесе, но там примесь кирпича меньше и в более крупном размоле. Так как вообще примеси толченого кирпича или черепицы обильно применялись византийцами, то было бы вполне естественным вести происхождение хоросана от их искусства, но название его. хоросан, наводит на мысль о его персидском происхождении. В памятниках Средней Азии эта штукатурка не встречается. Дно бассейна для воды так­же покрыто несколькими слоями, но в последнее время сверх их появился слой цементного бетона. Между прочим, купола этих бань и скаты плоской крыши покрыты этим же раствором. Стены бань сложены из бутового камня и с обеих сторон ош­тукатурены. Своды и арки выложены из прекрасно обожжен­ного кирпича размером 3x13x30 см на известковом растворе с примесью крупно толченого кирпича.
При входе в мужское отделение мы, прежде всего, попада­ем в комнату (в настоящее время совершенно разрушенную) с фонтаном посредине, размером приблизительно 9x9 м. Это со­оружение было, очевидно, легкого типа, и с женской стороны примыкало к основным капитальным стенам одной стеной. Это помещение (аподитерий) служило раздевальней и комнатой для отдыха после бани. Здесь же курили табак и пили кофе. Дверь в жаркую часть бани имеет над перемычкой каменный навес, по которому пар, выходящий из бани, улавливался в трубу. Через эту дверь мы попадаем в маленький коридорчик с двумя дверь­ми: налево дверь ведет в небольшое помещение с баком для холодной воды, а прямо —дверь в следующее помещение, пе­рекрытое двумя куполами. Из него дверь налево ведет в убор­ную, а направо — в центральное крестообразное помещение, по углам которого размещаются 4 малых кабинки. Все своды имеют отверстия снизу шестигранной, а сверху, куда вставлялись стек­лянные банки, круглой формы. Женское отделение почти ана­логично. От фонтана, имевшего восьмигранное основание, со­хранилось несколько богато орнаментированных камней.
В других банях Карасубаэара, именуемых Чай-Хамам, схе­ма более упрощена. Следует отметить любопытные персидские приемы парусов и перекрытий. Хотя выше мы упоминали, что бани имеют османский характер, одновременно мы должны констатировать, что во всех банях, как, например, Сары-Гузель в Бахчисарае, руины двух бань в Феодосии, руины бань в Су­даке, как и в Карасубазаре, преимущественно применяются персидские формы: сводов, арок и парусов, и что в большинстве случаев они выполнены из кирпича, что еще больше род­нит их с приемами Персиии, отчасти. Средней Азии. Все упо­мянутые бани находятся в руинном состоянии.
Среди гражданских сооружений турок и татар следует отметить до сих пор необследованную и никем не изученную крепость Ени-Кале в Керчи, построенную в 1702 г. Монумен­тальные остатки крепостных стен и весьма интересные в ар­хитектурном отношении башни, обширная территория и много старых сводчатых зданий нуждаются в поддержке и ждут сво­его исследователя.
Турецкий исследователь Зейнеп Озьдем в своей статье "Крымский город Карасубазар с людьми, местами и учреждениями" отмечает, что в Карасубазаре (среди 6 хамамов города) имелись три бани -  Хамам Хаджи Мурад, Хамам маалле Садык Эфенди и находящаяся на маалле Кебир Джами баня Буюк Хамам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий