суббота, 6 октября 2012 г.

КАРАСУБАЗАРСКИЙ КАРАВАН-САРАЙ ТАШ-ХАН




Крым испокон веков являлся настолько уникальным местом, что масштабы этой уникальности сейчас очень трудно представить, оценить и осознать. Тут сохранилось историческое, культурное и археологическое наследие различных культур. В то же время многое в Крыму с течением времени изменилось кардинальным образом. Читая описания Крыма путешественниками и историками, изучая исследования ученых (этнографов, краеведов, историков, археологов и т. д.), каждый человек открывает для себя что-то новое, во что он раньше  с трудом мог поверить.
Открытия в архитектуре редки, как и в любой области. Удачная находка заимствуется при сооружении других построек, подтверждает рационализм в использовании и эстетическое совершенство в художественной культуре. Автор книги «Памятники крымскотатарской архитектуры» Крикун Е. В. пишет следующее [10, c. 5]: “Сооружения почтенного возраста, становясь памятником архитектуры, привлекают особое внимание прошлым, и чем оно глубже, тем выше «рейтинг старцев», тем сложнее, драматичнее их судьбы, притягательнее их детали, где каждый камень, изъявленный жестоким временем (с людской помощью), глядит сквозь дымку столетий, как больной «меньший брат» или инопланетянин, посылая сигналы, коих мы не понимаем.”  



         Впечатляет своим колоритом Карасубазар с его наследием крымскотатарской культуры. В Крымском ханстве Карасубазар стал экономическим центром полуострова. Сюда стекались многие торговые караваны, свозившие товар со всего света. Через Карасубазар проходила дорога Великого Шелкового Пути. Центром торговли в городе были «ханы» - караван-сараи. Это были постоялые дворы для того, чтобы купцам было где останавливаться и хранить свой товар. До нашего времени в центре Карасубазара сохранились развалины караван-сарая Таш-Хан (ворота и часть прилегающей к ним стены) – на ул. Луначарского. В древности мощные стены с бойницами окружали просторный двор, внутри которого останавливались путники, торговцы, находились красивейшие сооружения.
Токат-Таш-Хан Турция построен 1631 году


Неразрывно связанное с нашими представлениями и литературой о Востоке, слово «караван-сарай» является одной из наиболее сложных архитектурных и географических реальностей [14]. Карава́н-сара́й (перс. کاروان‌سرا‎ [kārwānsarā], а также «хан» (от перс. خان‎ xān, откуда и осман. خان [han], араб. فندق‎‎ [funduq] и «fundaco» в Венеции) —  большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в не населенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов [15].
конструкция каравансаря
Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид строился и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Караван-сарай имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных караван-сараях на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом склады и загоны для животных.
Таш-Хан Сивас Турция
Принимая во внимание разнообразность функционального назначения караван-сарая (в городе: место хранения и распределения товаров, а также пристанище для торговцев и путешественников; вне городов: постоялый двор для короткого привала караванов, людей, товаров и животных), его многочисленные лексикографические варианты (кхан, хан, касария, фундук, викаля, рабат), его заимствование и использование различными цивилизациями, представляется абсолютно необходимым проведение многодисциплинарного исследования общего наследия, широко распространенного от Европы до Китая, от Магриба до индийского субконтинента и представленного как в городах, так и в пустынных и горных районах. В наше время караван-сараи, как и в прошлом, могли бы вновь играть важную роль в развитии торговли в качестве поливалентной структуры общения людей и средства передачи знаний. Эти места обмена интеллектуальными и материальными ценностями являются символами и свидетельствами истории и культурного разнообразия Шелкового Пути. Их архитектура свидетельствует о сферах влияния цивилизаций, при которых они были созданы и распространились на огромные территории [14]. 
внутренний вид Таш-Хана Сивас Турция
Необходимость создания таких сооружений вдоль древних путей обменов между Востоком и Западом (а также между Севером и Югом) объясняет их большое количество и качество архитектурных решений. Именно поэтому они составляют сегодня весьма важную часть наследия, общего для большинства стран, через которые проходили торговые пути, разделяющие пейзаж на расстоянии однодневного перехода каравана. Их внутренняя структура наглядно отражает традиционную социально-экономическую систему исторических центров поселений, развитию которых способствовала караванная торговля вдоль Шелковых Путей.
каравансарй Кербела Ирак
Исторические источники сообщают о перевозках товаров на верблюдах или мулах, для которых было достаточно самых простых дорог. Наземная перевозка грузов в исламском мире осуществлялась в основном вьючными караванами, а не колесным транспортом [14]. Применение верблюдов вытеснило использование колеса еще в доисламскую эпоху и само по себе это не являлось признаком регресса, поскольку давало экономические преимущества от использования этого вьючного животного как вида транспорта. Вместе с тем колесные повозки исчезли не везде – они продолжали применяться там, где позволяли природные условия и климат.
На наиболее оживленных торговых путях, особенно рядом с большими городами, для защиты купцов и их товаров были построены караван-сараи, известные в Сирии как ханы, в Египте как викалы и в Магрибе как фундуки. В городах Магриба для хранения особо ценных товаров служили кайсарии. Много подобных зданий было выстроено правителями и знатными гражданами, и доходы, которые они приносили откладывались как вакф, или благочестивые пожертвования для поддержания религиозных учреждений (мечетей, медресе или завийя).
Окруженный деревьями почтенный «каменный гость» из далекого прошлого Карасубазра Таш-Хан представляет собой трапециевидные фрагменты стены, прочно сложенной из груботесанного камня и внизу прорезанной циркульной, глубоко просевшей в грунт аркой ворот [10, c. 16]. Утопленный архивольт арки сложен из мелкоштучных клинчатых камней гладкой тески. В уровне второго этажа над воротами чернеет небольшое зарешеченное окно, вероятно, освещавшее помещение охраны, правее – уступчатая седловина разрушенной кладки, а у правого края «трапеции» зияет узкая амбразура крепостного вида. С тыльной стороны к древней стене примыкают заложенные современной консервационной кладкой три каменных сводчатых помещения под слоем грунта с травянистым покровом; видны также остатки помещения (тоже заложенного) на втором ярусе [10, c. 17]. Это всё, что осталось ныне от караван-сарая для осмотра.
Начало строительства Таш-Хана относится к XV веку. Достроенный в 1655 г. по велению и, возможно, на средства, великого визиря Сефер Гази-ага из рода Ширинов Большой Таш-Хан размерами и видом походил на крепость. Периметр его каменных стен, по свидетельству турецкого путешественника Эвлии Челеби, не раз посещавшего Крым в середине XVII в., составлял около 400 больших шагов. Стало быть, площадь хана достигала 10000 квадратных метров (т. е. в 4 раза больше караван-саря Эски Кырыма). Внутри этого красивого и мощного укрепления с бойницами, двумя железными воротами и четырьмя угловыми сторожевыми вышками, которые в опасные моменты могли быть в оборонительные башни, имелись расположенные на двух этажах 120 комнат для приезжих, колодезь с питьевой водой, склады и красивая мечеть без минарета. Рва всё же вокруг хана не было, возможно, потому что мешала плотная городская застройка.
Недалеко от Большого хана, где ютились крымчаки, стоял Малый Таш-Хан Ширин-бея, построенный по плану визирского рынка, но значительно меньших размеров. 
спутниковая карта Карасубазара: 1-Таш-Хан; 2- Джелял-Хан; 3- малый Таш-Хан; 4-мечеть Шор-Джами; 5-резденция Фетих Герая
В ханах сосредотачивалась вся торговая жизнь. Здесь торговали хлебом, вином, оружием, богатой одеждой, коврами, тканями, посудой, но больше всего продуктами животноводства. Товары привозились и развозились многочисленными караванами [10, c. 17]. Город разросся благодаря торговле так, что к концу XVI в. по количеству населения превосходил все города полуострова. В административном подчинении он находился под управлением калги-султана, второго после хана лица – его старшего брата или другого ближайшего родственника.
На обширной площади у восточной стены Таш-Хана размещался так называемый авред-базар – место торговли рабами. Кстати сказать, этому средневековому бизнесу – работоторговле способствовали европейцы: часть невольников – самая красивая, сильная, цветущего возраста, проданная перекупщикам по высокой цене, уплывала за моря (в Турцию, Египет, Италию) на судах генуэзцев, что составляло видную статью их дохода [10, c. 17].
В Карасубазаре частично разгружались также транзиные товары, прибывшие по «Великому Шёлковому Пути».
Во времена ханства  в Карасубазре существовало одиннадцать  постоялых дворов-ханов. Вот что пишет Эвлия Челеби, посетивший Карасубазар в середине XVII в.: 
табличка с надписью о строительстве Таш-Хана
Всего имеется восемь больших постоялых дворов для купцов. Лучший из них — постоялый двор великого везиря Сефер Гази-аки, расположенный на рынке, в центре города. Он — как будто крепость города Карасу. Потому что в этом городе крепости нет. По окружно­сти это огромное представительство составляет четыреста шагов [18, c. 148]. Это красивая крепость, сложенная из камня, по-шаддадовски мощ­ная и крепкая. Здесь есть двое железных ворот. Внутри имеется ис­точник живой воды. Комнат внешних и внутренних в двух этажах на­считывается сто двадцать. Со всех четырёх сторон имеются бойни­цы, а на четырёх углах — большие башни, подобные караульным баш­ням. В случае осады этот большой постоялый двор может оказаться прочнее крепости. Однако вокруг него нет рва, потому что он был построен в узком месте города, посреди рынка. Если бы у этого по­стоялого двора, подобного крепости, был ров, то это была бы мощная твердыня и крепкая преграда, подобная валу Искандера.
 В этом постоялом дворе есть благоустроенная двухэтажная оби­тель без минарета [18, c. 148]. У дверей стражники ведут наблюдение за прихо­дящими и уходящими,  простого человека они в этот постоялый двор не допускают. Под сводом ворот они спрашивают о его положении, и если это купец, или если выясняется, что у него мирные и добрые намерения в этом постоялом дворе, тогда пропускают. Вот так там несут стражу и охраняют часовые. Потому что в этом постоялом дворе проживают сказочно богатые купцы из всех семи климатов. А над новыми железными воротами написан следующий тарих:
Мудрый, как Асаф, Сефер Гази-ага
Построил этот постоялый двор по законам геометрии.
Увидев завершение постройки этого постоялого двора.
Сказал Фетхи: пусть будет тарихом "Построил ага".
год 1065 (1655 г.)
ханский везирь строитель Таш-Хана Сефер Гази Ага
Недалеко от этого постоялого двора, в рядах сапожников, есть по­стоялый двор Ширин-бся, построенный как будто по чертежу постоялого двора Сефер Гази-аги, но маленький. Кроме этих двух, здесь больше нет постоялых дворов с железными воротами, подобных кре­постям. Но и прочие постоялые дворы благоустроены [18, c. 149].
В Карасубазаре проживали и занимались торговлей, ремеслами люди различных национальностей. Среди местного населения этого города были и выходцы из центральных частей Османской империи. Вот, что пишет по этому поводу Челеби: "Этот город день ото дня застраивается и заселяется. Живут здесь в основном убежавшие от анатолийского гнета из Токата, Сиваса и Амасьи. Они прибыли в Крымскую страну, где встретили радушие и справедливость. Поэтому этот город строится и украшается" [18, c. 144]. Последние слова путешественника в этом отрывке наталкиваю на мысль о том, что вероятно бывшие жители перечисленных турецких городов привнесли в Крым архитектурные традиции мест своего проживания. Интересен тот момент, что строения постоялых дворов в Токате, Сивасе и Амасьи очень сходны с караван-сараем "Таш-Хан" в Карасубазаре. Аналогичны также и названия этих строений - "Таш-Хан". 
Турецкий исследователь Зейнеп Озьдем в своей статье "Крымский город Карасубазар с жителями, местами и учреждениями" (кон. 17в. – сер. 18 в.) отмечает, что в Карасубазаре наряду с маленькими лавками имелись ханы (постоялые дворы), караван-сараи: Чорум, Шор и Хаджи Буньяд, Ширин Бей Хан, Ахмед Ага Хан, Чакмак Аталык Хан, Тимас Мырза Хан и Хаджи Осман Хан [19, c.87].  Эти ханы (постоялые дворы) украшали центральную часть города. В те времена (XVII-XVIII вв.) здесь находились рынки-безестаны. Возле рынка "Шор Базары" располагался Бошнак Хан, построенный в 1697-98 гг. Босналы Хаджи Мехмед Агой [19, c. 73]. Еще один постоялый двор на маалле Шор - хан Накиб Эмир Али Эфенди. Кучюк Хан относился к маалле Чорум, а Фейзуллах Хан - к маалле Хаджи Буньяд. Построенный на ровном месте в центре чаршы (рынка) в 17 в., имевший вид городской крепости и символизировавший силуэт Карасубазара, Хан Сефер Гази Ага (Таш-Хан) являлся местом торговли армян и иранцев (аджем).
На сегодняшний день в Карасубазаре сохранились лишь развалины караван-сарая Верхний  Таш-Хан, вот как его описывает русский (советский) археолог Засыпкин Борис Николаевич, занимавшийся архитектурой Среднего Востока в 20-30-х гг. XX в.:
В искусстве Востока, в древнейших его традициях, мы нахо­дим ряд специфических зданий, возникших от условий кочев­нической жизни, местных природных условий и от бытовой об­становки. К таким произведениям нужно отнести караван-са­раи, сооружения, обслуживавшие великие исторические торго­вые пути, соединявшие в свое время Индию, Среднюю Азию, Дальний Восток с культурными центрами Европы [11, c. 227].
Через Крым в татарскую эпоху проходили караванные пути в Золотую Орду и в Среднюю Азию. «Караваны из Ховарезмы и Хивы» ходили в Крым (г. Солхат) без малейшей опасности, употребляя три месяца на совершение этого пути. Одним из промежуточных центров и большим торговым пунктом являет­ся Карасубазар, где мы и находим значительные остатки двух караван-сараев. Один из них, именуемый Верхний Таш-Хан, построен в 1654 г., как гласит о том надпись над входными во­ротами. В настоящее время от здания сохранилась западная его часть, по которой караван-сарай реконструируется в сле­дующем виде [11, c. 227]. План его представлял прямоугольник, окружен­ный со всех сторон улицами; вообще же караван-сараи ста­вились на площадях городов или в открытых местностях. По-видимому, с одной стороны — западной — был въезд, представ­ляющий массивную арку, обработанную большими блоками. Над аркой, на высоте второго этажа, прямоугольное окно с железной решеткой. Два боковых камня и перемычечный ук­рашены розетками с лепестковым орнаментом. Мотив круга-розетки был представлен в виде пышной «столепестковой» розы, символизирующей «из единства – множество»: Единый Бог, творящий множество, природу; или выражаясь более внятным современнику языком науки, «мир из точки путем взрыва» [16, c. 32].   Над входом следы поздней штукатурки с живописью, которая в настоящее время почти смыта и по следам которой можно еще разобрать рисунок борьбы льва с собаками, служивший, очевидно, эмб­лемой борьбы татар с врагами. В остальном внешний вид представлял гладкую стену хорошей кладки из неправильных  камней, высотой в два этажа. Нижняя часть стены была глухая, верхняя имела бойницы, обработанные тесаным камнем. Тол­щина стены во втором этаже достигает 1,50 м. Внутри кара­ван-сарай имел обширный двор, кругом которого располага­лись в два этажа сводчатые помещения; нижние из них пред­назначались для животных, верхние — для жилья. Стены и своды выложены из массивного камня с деревянными связями. Общий вид сооружения представлялся монументальным, а наружный вид гладкого массива с небольшими бойницами и единственными воротами производил впечатление крепости. В настоящее время уцелело очень мало, но по аналогии с дру­гим караван-сараем в Карасубазаре, по углам, вероятно, име­лись сторожевые башни, так как везде и всегда караван-са­раи были убежищем, где искали защиты мирные торговые караваны от нападения разбойников и врагов [11, c. 228].
Таш-Хан реконструкция Ризы Абдужемилева

В середине 20-х годов ХХ века проявился интерес к изучению исторического наследия Карасубазара. Согласно машинописной работе У.А. Боданинского «Красубазарская старина», до 1925 года памятники города и района находились вне всякой охраны [17].
С 12 по 16 августа в рамках командировки Б.Н. Засыпкина в Крым состоялась инспекция памятников Карасубазара комиссией в составе Б.Н. Засыпкина, У.А. Боданинского и уполномоченного КрымОХРИСа (Комитет по делам музеев и охраны памятников искусств, старины, народного быта и природы) по Карасубазару и району А.Г. Шейх-Заде. В составленном 12 августа акте об осмотре памятников были зафиксированы 18 памятников города, подлежащих учету и охране [17]. В последующие дни проводился детальный их осмотр, по результатам которого составлен специальный акт. Особое внимание в документе уделено караван-сараям — Верхнему и Нижнему Таш-Хану. Для сохранения облика здания Верхнего предполагалось: снаружи перед воротами разобрать развалины; ликвидировать конюшню под въездной аркой и разобрать старое заграждение; в ворота предлагалось вставить железные решетчатые двери; верх всех стен необходимо было выровнять каменной кладкой и покрыть слоем известки с примесью толченого кирпича; крыши должны были быть очищены от зарослей и покрыты раствором, скаты на них выровнены. 
двор каравансарая
Нижний караван-сарай эксплуатировался по договору аренды, поэтому находился в более удовлетворительном состоянии. Комиссия в связи с этим советовала лишь капитально отремонтировать черепичные крыши и охранять деревянные террасы и ограждения от расхищения[17].
Видное место в центре организационной работы по спасению от разрушения, изучению и реставрации крымских памятников занимал организатор работы по изучению и охране памятников истории и культуры крымских татар Усеин Боданинский (1877-1938). Благодаря деятельности энтузиаста-краеведа многие тюркские памятники и музейные коллекции Крыма дожили до наших дней. Усеин Боданинский описывает состояние памятников Карасубазара и перечень необходимых реставрационных работ по их восстановлению следующим образом:
I. Караван-сарай Верхний Таш-Хан (1654 г.)
Таш-Хан

От древнего сооружения сохранилась часть западной стороны с въездными воротами-аркой, украшенной орнаментацией и надписями на камнях. Здесь же сохранились куски штукатурки с остатками живописи. Свод, перекрывающий ворота, цел; под ним в настоящее время устроена конюшня. К югу от ворот сохранилась стена на высоту двух саженей и каменные своды, перекрывающие помещения первого этажа. На наружной стене со стороны двора сохранились следы сводов, перекрывающие помещения 2-го этажа. В настоящее время остатки Караван-Сарая находятся в полуразрушенном состоянии и используются под конюшни, кузницу и проч. [12]. 
Таш-Хан: вид со двора

Так как здание находится в аренде, то полагаем необходимым предложить местному хозяйству под наблюдением КрымОХРИСа (Комитет по делам музеев и охраны памятников искусств, старины, народного быта и природы) произвести нижеследующие меры по поддержанию памятника в целости: 
1. Снаружи перед воротами сломать развалины лавок, служащих в настоящее время местом загрязнения, и спланировать землю около западной стены Таш-Хана.
2. Уничтожить конюшню под въездной аркой и разобрать безобразное заграждение из старого железа и другого хлама. В ворота сделать железные решетчатые двери.
3. Верх всех стен выровнять каменной кладкой и покрыть слоем в 3 сантиметра известкой с примесью толченого кирпича.
4. Крыши очистить от зарослей, выровнять скаты и покрыть тем же раствором.
5. Расшить известковым раствором все швы каменной кладки со двора.
II. Караван-сарай Нижний Таш-Хан
Сооружение сохранило каменные стены с трех сторон, помещения сводчатые в 2 этажа и 2-этажную галерею деревянную кругом всего двора. С северной стороны сохранились капитальной каменной кладки заложенные ворота [12]. Около углов имеются в двух этажах прямоугольные окна, обработанные крупными камнями с железными решетками. Здание имеет по своей целости и композиции плана, а также по приемам каменной кладки и обработки несомненный научный интерес и подлежит охране.
Здание сдается местным хозяйством в аренду гр. Мимишеву, поэтому считаем необходимым обратить внимание местного хозяйства на неотложность следующих мер:
1) капитальный ремонт черепичных крыш;
2) охрану деревянных террас и ограждений от расхищения.
Помимо этих двух ханов У. Боданинский также даёт сведения о других постоялых дворах города:
Самси-хан. Торговые ряды с каменной аркатурой на столбах [12].
Постоялый двор и кофейня «Секекчи» по ул. Арабаджилар-Ичи (ныне Фонтанная ул.) [12].
Постоялый двор, кофейня и лавочки б. Карасу-Баши-Джаны-Бек по Фонтанной ул. [12].
Постоялый двор и кофейня Ахмед Эфенди и «Арабаджилар-Ичи» (ныне Фонтанная улица) [12].
Кофейня и постоялый двор на углу Феодосийской, Фонтанной и Луначарской улиц [12].
Кофейня и постоялый двор «Сырлы-Каве» по Речной ул. принадлежал вакфу крымчаков, построено в 1776-х годах [12].
Джелял-хан. Торговые ряды с колоннадой на ул. Луначарского фотография которого дошла до наших дней [3, c.5]. 
сохранившейся постоялый двор в Карасубазаре


Как видим, в Карасубазаре (Белогорск) остался  единственный памятник историко-архитектурного значения крымских татар (охраняемый законом). Время и войны изменили первоначальный облик Таш-Хана. Он не раз подвергался разорению Запорожскими казаками (1624, 1628, 1630, 1675). В 1736 году после сожжения тогдашней столицы Крыма Бахчисарая российским войсками во главе с Минихом Карасубазар стал резиденцией хана Фетиха II Герая, однако уже через год город был сожжён армией генерала Дугласа. Значительные разрушения Таш-Хана также были причинены армией А. В. Суворова. Во время Великой Отечественной Войны сохранившаяся западная часть стены после бомбежек превратилась в развалины, которые сейчас можно увидеть в центре Карасубазара. Сохранившийся Таш-Хан пережил целенаправленное разрушение советской властью крымскотатарской культуры. За эти 70 лет Карасубазар изменился настолько, что трудно представить былое величие города. Комплексные археологические раскопки на территории Таш-Хана не проводились. О реальных масштабах некогда бывшего караван-сарая мы можем судить по фрагменту развалин западной стены. Фундамент, первый этаж и подвальные помещения караван-сарая очевидно сохранились на глубине 1,5 – 2 м. Необходимо провести археологические раскопки на территории парка, привлечь специалистов, исследовать. Конечным результатом данных работ должна стать полная реконструкция Таш-Хана.
Рефат Абдужемилев
современное состояние фрагмента стены Таш-Хана

современное состояние фрагмента стены Таш-Хана

современное состояние фрагмента стены Таш-Хана

современное состояние фрагмента стены Таш-Хана

Комментариев нет:

Отправить комментарий