понедельник, 25 июня 2012 г.

Миражи Карасубазара


Крым является настолько многообразным и уникальным местом на Земле, что масштабы этой уникальности сейчас очень трудно себе представить. Впечатляет прошлое Крыма: его история, культура, этнография и т. д. Читая описания путешественников, побывавших в Крыму, изучая исследования ученых, перед нами открывается мир, о котором мы имели смутное представление или же вообще ничего не знали (словно бы читаешь фантастику). Миражи Карасубазара - это те остатки того мира, которые сейчас находятся в таком жалком состоянии, что мы даже не видим этого, не осознаём ценности культурного наследия этого древнего города.
Всем известна пословица: "Все дороги ведут в Рим", а в Крыму же "все дороги вели в Карасубазар", так как Карасубазар являлся торговым центром Крыма, через который проходил Великий Шелковый Путь. Дата основания города неизвестна, первые упоминания о нем относятся к XIII в. Можно с уверенностью говорить, что в Карасубазар являлся одним из крупных городов Крымского ханства, то есть периода существования государственности. Живописные места этого города, архитектурные сооружения (караван-сараи, бани - хамамы. мечети, дворцы - сараи знатных Ширинов и т.д.) - всё это говорит о том, что здесь была культура высокого уровня.
К сожалению, время и различные события изменили облик Карасубазара и, конечно же, историческое название Крарасубазар было преступным образом переименован в Белогорск после депортации коренного населения. Многие люди, даже из числа крымских татар, говоря им Карасубазар, спрашивают: "Что это за город?". Когда говоришь Белогосрк, все понимают, о каком городе идет речь.
Немногие знают, что в Карасубазаре сохранился фрагмент прошлого - развалины стены величественного в прошлом караван-сарая "Таш-Хан" (XV в.). Уникальность этого памятника в том, что он плотно не застроен современными строениями (сейчас там находится городской парк. "Таш-Хан" мало изучен и не заслуживает того, чтобы находиться в таком заброшенном состоянии. Ведь это не просто кусок стены или маленькая крепость (как думают многие жители города), а памятник архитектуры XV в., культурное наследие, ценность которого очень огромна.
На территории городского парка и развалин стены "Таш-Хан" необходимо провести археологические раскопки, исследовать местность. Должно быть, периметр фундамента и стены первого этажа остались под землёй на глубине 1,5- 2 м. Лишь только по результатам раскопок мы сможем собственными глазами увидеть масштабность "Таш-Хана", которую описывал турецкий путешественник Эвлия Челеби.
До депортации крымских татар результаты этнографических экспедиций Усеина Боданинского показали, что что крымскотатарские памятники в других регионах полуострова были не просто плохо исследованы, а даже не каталогизированы (учтены). О большей части строений знали лишь понаслышке. Переехав из Бахчисарая в Карасубазар, подвижники краеведения столкнулись именно с таким положением дел. Ознакомившись с работами Боданинского, можно твёрдо заключить, что еще 70-80 лет назад в Карасубазаре было на 90 % больше памятников, чем теперь.
Советская власть с таким усердием уничтожала всё, что напоминало о крымских татарах, что сейчас не осталось даже следов Карасубазара начала XX в. Уже мы не увидим уникального Текие Хан Джами (рарушена в 1930 гг.), бань Буюк Хамам и Чай Хамам, мечети Шор Джами (кстати она разрушен не так уж давно - в 80-х гг.), мечети Буюк Джами, постоялого двора Джелял Хан, Малого Таш-Хана, дворца - сарая Ширинов в Карасубазаре (комплекс) и в с. Мурза-кой (ныне Дивное), ряд уникальных по своей архитектуре и интерьеру жилых домов, мааллелер (жилые районы), азизы (места захоронения святых), дюрбелер (мавзолеи), многие постоялые дворы, кофейни (къаве-ханелер) и т. д. Территория крымскотатарского кладбища в Карасубазаре сейчас застроена современными жилыми домами. Всё разрушено. Баш-таши (надгробья), камни от минаретов, мечетей, бань, караван-сараев и др. - всё это пошло на строительство плотины Белогорского водохранилища и на стройматериалы.
Старожилы города с грустью в сердце и слезами на глазах рассказывают о "миражах Карасубазара". Вернувшись из ссылки на Родину, они либо с трудом узнают родные места, либо же вообще не могут узнать их. За такой не очень большой период времени с каким упорством нужно было всё стереть, чтобы не оставит и следа?
Единственное, что сохранилось среди мечетей - это здание "Йылдырым-Джами", которое ныне используется в качестве жилого дома. Старая часть города местами всё ещё отличается своим былым колоритом.
Пока не поздно нужно фиксировать, восстанавливать "остатки-миражи".
В отличие от Бахчисрая, Карасубазар не является туристическим городом. Сейчас начались попытки развития туризма в Карасубазаре: парк "Акъ-Къая" и сафари-парк. Но также нужно развивать и историко-этнографический туризм на территории города. Первым делом, следует реконструировать караван-сарай "Таш-Хан" на примере Кезлевского (Евпаторийского) Одун-Базар Къапусы.
Карасубазар - это город с самым большим числом крымскотатарского населения (35 %), многие крымские татары занимают руководящие должностные посты и только объединенными усилиями всей общественности возможно реализовать задуманные планы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий