четверг, 20 декабря 2012 г.

800-ЛЕТНИЙ ДУБ СТАРОЖИЛ


Недалеко от города Карасубазара, в селе Яблочное есть 800-летний дуб, привлекающий внимание туристов. За этим деревом прижилось название «Суворовский дуб», под которым будто бы в 1777 г. вел переговоры с представителями турецкого султана русский полководец, захватчик Крыма А. Суворов. Но нет никаких исторических свидетельств об этом.  Предлагаем вашему вниманию старинное крымское предание об этом дереве, повествующее о том, как появился дуб. Это предание передано карасубазарскому краеведу Певату Зети со слов Андрея Марченко, который являлся потомком из солдат войска Суворова, останавливавшегося в Карасубазаре. Вот текст этого предания:


Предание о реке Карасу и городе Карасубазар
Несколько веков назад большую реку Карасу называли Каясу. Название этой реки произошло следующим образом: воды реки не берут своё начало из источников, стекающих с гор…. Вдали от гор за обширной скалистой местностью из некоего места из-под скалы вытекает бурлящая обильная вода реки. В древние времена население, проживавшее в окрестностях этой местности, назвало это чудо, то есть исток реки, словом «каясув». С течением нескольких веков, исток реки стали назвать «Сувбашы». И сейчас говорят Сувбашы. А деревне, образовавшейся рядом с Сувбашы, дали название Башы.
В давние времена село, построенное на двух берегах реки, в расстоянии 4-6 км.  от начала Каясув, получило название Каясув. По причине того, что это село было выгодным для проживания, было богатым на воду, расширяясь из года в год, превратилось в город. В городе изо дня в день развивалась торговля.  Строятся большой рынок, караван-сараи. Рынок в городе Каясу становится известным не только в Крыму, но и в других странах. В этот город приезжают поселяться много племен. Они, смешавшись с течением времени, превращаются в большой кипчакский род. Кипчаки начинают называть реку Каясув как Карасув, а город  - Карасубазар.
Сейчас холм. Находящийся справа при въезде в город Карасубазар со стороны Акмесджита, называется «Суворовская горка». Вообще же, это не так, у холма было своё название – «Терме». Пришлый военачальник Суворов, захватил самую большую мечеть Карасубазара и превратил её в свой штаб, а близлежащие медресе и караван-сарай – в казармы для военных. Впоследствии, пришельцы, поменяв название холма «Терме», стали называть её как «Суворовская горка».
По дороге из Карасубазара в Ички (Советское) на выезде из города слева расположен высокий холм. Его называют «Дёрт голь». («Четыре озера»). На поверхности холма площадью 250-300 квадратных метров никогда не было никакого озера. В древние времена этот холм из-за схожести с верблюдом назывался «Девекъыр» («Верблюжий холм»).
Между городом Карасубазар и село Ак-Кая растет толстый, старый дуб. Даже это дерево пришельцы стали называть «Суворовсим дубом». Так и пишут. По преданиям это дерево упоминается под названием «Бахри эмени» («Дуб Бахри»). В некоторых книгах указан возраст этого дуба как более 800 лет.
Герой, боровшийся в схватке с монголами.
Существует предание об этом дереве. После того как в Крым проникло монгольское войско, часть воинов, передвигаясь вдоль Азовского моря («Азакъ денъизи»), направляется к Керчи. Монголы наталкиваются на большое озеро. Захватчики, с жаждой пившие воду из воды озера, предположив, что озеро начинается из гор, поменяв путь, идут вдоль текущей воды. Увидев скалу Ак Кая, они поражаются этому чуду природы. Остановившись у берега реки, решаются переночевать на этом месте. Не боясь ничего, накормив лошадей, отдыхают и спят.
По всем селам Крыма распространяется весть о жестокости врагов, вторгнувшихся в Крым. Племена, жившие в окрестностях этих сёл, собирают все свои богатства и идут прятаться в горы, леса и скальные пещеры. А молодцы-богатыри, готовые сражаться, вооружаются мечами, кинжалами, копьями, топорами и луком со стрелами. Население города Каясув вместе со всем своим имуществом прячется в пещерах села Куртлук.
Вооруженные богатыри со всех городов и сел ожидают врага у скалы Ак Каи и Каракуша. Военачальником над  богатырями племени Терме, проживавшими в городе, становится Бекмурза субай, над бравыми воинами из сел у подножия горы Азамат – Бахри, над молодцами из мест у подножия горы Айланма – главы племени Алкалы Азми и Карабий, а племя Ыргаклы, проживавшее на яйле Каракуша, возглавляет Сувари. Численность войск этих четырёх военачальников, готовых сражаться против врагов, достигает 1000 людей.
Бахри и Азми, взобравшись на вершину Ак Каи, видят, что приближается многочисленное войско. Они предпринимают план нападения на противника во время рассвета, когда войско противника будет находиться в неведении опасности. Всадники, нанеся атаку на рассвете, с двух сторон начинают сабельное сражение. Много монгольских воинов пало жертвой этого сражения. Но, поскольку к полудню число вражеских войск увеличилось, Азми, Бахри, Бекмырза и Сувари погибают на поле битвы. Оставшиеся в живых воины, признав свое поражение, убегают в сторону гор Азамат. Монголы, собрав воедино всех своих павших на поле битвы воинов, хоронят их в одну яму. А на этой могиле зажигают костёр. После этого монгольское войско входит в город Каясув. Но в городе не то что человек, даже собак и кошек не остаётся. Враги подожгли одну часть города и направились к Солхату (Эски Кырыму).
Традиция, продолжавшаяся веками
Летом тела мертвых очень быстро начинают вонять. Население, прятавшееся в пещере Ак Каи, первых приходит на место сражения и, загрузив телеги жертвами сражения (мертвыми телами), доставляют их в села и хоронят.
Глава племени Терме, проживаший в городе, собирает всех аксакалов и мурз, оставшихся в живых воинов и говорит: «Соотечественники, на этой войне наши богатыри сражались с войском противника, превышавшем его в 100 раз. Около 500 людей пали жертвами этой войны. Всё равно наши воины остаются для нас героями. Пусть тела четырех военачальников Бекмурза, Азми, Сувары и Бахри будут погребены на вершине холма Деве къыр («Верблюжего холма»).  А на их могилы мы посадим по одной розе. Пготому что наши воины-львы были как розы. На поле битвы, на котором они погибли, мы  посадим четыре дубовых ростка, принесенных из гор. Назовем эти дубы именами наших славных богатырей». Так, четыре героя были похоронены на вершине холма Деве къыр.
На месте сражения для того, чтобы увековечить славу героев, были посажены четыре дуба. В память о славе богатырей исполнили обряд жертвоприношения и назвали молодые дубовые ростки Бекмурза, Азми, Сувари и Бахри. Каждый год во время праздника Курбан байрам у деревьев приносят в качестве жертвоприношение четыре жертвенных животных, читают молитвы (каждое племя совершает жертвоприношение под своим дубом). Эта традиция продолжается веками. Три дуба, прожив 200-250, 300 лет, последовательно один за другим, высыхают и погибают. Только один дуб не высох – Бахри эмени (Дуб Бахри). Об этом дубе есть такие сведения: этому дубу около 800 лет, высота его – 18 метров, диаметр – 3, 8 м., окружность, прохладная тень – 300 кв. метров. Вследствие того, что под этим деревом в марте 1775 года войско Суворова вело переговоры с представителями турецкого султана, и с целью увековечивания имени Суворова, это дерево незаслуженно назвали «Суворовским дубом». Но кто же стер с истории истинное название дуба Бахри эмени?
Что касается холма «Дёрт куль», по одной из легенд этот высокий холм был возведен людьми из земли (песка). С вершины этого возвышенного места четыре богатыря днём и ночью стояли на страже, наблюдая за приближением вражеских войск. Зимней холодной ночью  караул разжигал костер по четырем углам холма. Затем, погасив горящий огонь, засыпали на прогревшейся земле поочередно. Каждый стражник собирал пепел от костра, который был зажжен им самим. Так, на вершине холма появляется «Дёрт куль тёбе» («Вершина с четырьмя пеплами»). «Деве къыр» начинают называть «куль тёбе» («вершина пеплов») – «Дёрт куль тёбе» («Вершина четырёх пеплов»).
По другой легенде, четыре стражника, находившихся на вершине того холма, были прислужниками «къул». Поэтому холм назвали «Дёрт къул».
Ещё по одной легенде погибшие на войне четыре молодых героя были похоронены на вершине этого холма (Возможно это были: Бахри, Сувари, Азми и Бекмурза). На их могилы высаживаются кусты роз. Эти кусты роз поливались водой из вод реки Сарысув за холмом, которую приносили ведрами. Поливали так сильно, что земля на могиле осела и появились четыре ямы. Когда льёт сильный дождь, то эти ямы наполняются водой. Поэтому холм был назван «Дёрт голь» («Четыре озера»). С течением времени истинное название холма было забыто.
Предание написано со слов Андрея Марченко, который являлся потомком из солдат войска Суворова, останавливавшегося в Карасубазаре.
[Певат Зети. Акъкындан вазгечме. С. 118 - 122]


Комментариев нет:

Отправить комментарий