история города


Карасубазар (рынок на Черной речке), с 1945 г. – Белогорск – это районный центр Белогорского района. Расположен в долине реки Биюк-Kapacy на 42 км автотрассы Симферополь-Феодосия-Керчь. Население – 18,6 тыс. человек, площадь города – 669.3 га. В исторических источниках первые упоминания о Карасубазаре относятся к XIII в.
Город не один раз являлся столицей полуострова. Первый раз в XIII в., после землетрясения, разрушившего г. Солхат (современый Старый Крым), а так же в последний раз – в 1783- 1784 гг. после присоединения Крыма к России.
В XIV-XVIII вв. – город был центром владений знатного рода Ширин. В книге "Сборник документов по истории крымскотатарского землевлпдения" известного крымского краеведа Ф. Ф. Лашкова есть отрывок, рассказывающий о родословной Ширинских.
Родословная Ширинских.
Герб рода Ширинскихъ есть следующий:   Чомычы-Тамга, который от глубокой древности до ныне в фамилии их упо­требляется.

                                                  тамга Ширинских
Происхождение рода беев Ширинских. Род беев Ширинских есть первый из всех семи бейских поколений, отличных между народом татарским. Ширинские, происходя отъ древних завоевателей Крыма, всегда составляли в оном первейшую в народном собрании степень. Предки Ширинских пришли в Крым от реки Волги с подвластными им на­родами, коими всегда обладали и кои служили под их знаменами. Старший в роде Ширинских имеет титул бея, второй по нем имеет титул калга, третий имеет титло нураддин, а прочие все Ширины хотя и име­нуются мурзами, но, будучи по знатности породы уважаемы, имеют преиму­щества пред прочими другого   происхождения   мурзами.   Титул   же калга и нураддин имели роды:   одни ханские, а другие  Ширинские.   Прочие же  роды такового титула не имели.
Предок Ширинских   был известный   Дангы бей; прежде еще покорения Крыма татарами владел   за рекою   Волгою   многочисленным   народом. Потомки  Дангы бея   Ширинского и   во время  ханов   имели   всегда власть на правление народами, которое ханы   составляли   из четырех родов беев, а именно: первый Ширин,   второй  Мансур,  третий Барын и четвертый Сиджиут, называвшиеся тогда по татарски   дёрт-карачи; и без согласия сих четырех беев  хан сам   собою   ничего,   относящегося   к управлению народом, не мог предпринимать. Дангы бей командовал народом, а сын его Руктемир бей   всегда находился   при   хане  Тохтамыше, коим он Руктемир бей за оказанные ему хану верные и усердные услуги, от коих зависело  сохранение его   жизни и благосостояния,   возведен   в первые над всеми ему   хану подвластными  беями и  народами; и дано ему Руктемир  бею первенство  во время   присутствия   в   диване и первое   по хане с правой стороны место. Сверх того хан   уполномочил его Рукте­мир   бея во всем его (ханстве)   ханском   правлении   участником,   пожаловал его в том грамотою   с тем, что без   воли и согласия   Ширин­ского бея никакие важные   государственные  дела не начинались и не окан­чивались; почему Ширинский Бей считался хану товарищем, для чего и пожалован от хана   вензелем, каковой   сам  он хан имел; и печатью, называемою   по   татарски   „Бадемы Мугыр",   каковой   печати более никто из беев  не имеет.   И как   он   Руктемир бей   по   заслугам   своим достиг   до   важнейшей   степени,   то   хан   Тохтамыш   наконец   выдал за него   родную сестру   свою Джанике   Слухани, с   коею   он   Руктемир бей   имел   сына    Тегене   бея.   После   чего    Тохтамыш   хан  умер,   а на   место   его   поступил   ханом  Кадыр-Берды.   По смерти коего  власть Ширинских    беев   до   такой   степени    возвысилась,    что     с   того   вре­мени, то есть от Хиджры  с 820 года последующие   ханы   избираемы были Ширинскими беями.   И первый   по Кадыр-Берды   хане   избран   таковым Улуг Мегмет Гирей хан, Тегене беем  Ширинским,   от   коего   родив­шиеся сын Мамак бей при Хаджи-Гирей хане, имея знамена и подвластные ему народы, пришел с оными от реки Волги в Крым, оный завоевал, а когда Хаджи-Гирей хан на 16-м году своего царствования умер, то по смерти сего хана произошло между   наследниками   его и народами   за   пер­венство междоусобие до того что старший  сын   его   Менгли-Гирей   принужден был удалиться под защиту   генуэзцев в  крепость Мангуп, где и находился до того времени,  пока, при  завоевании   турецким флотом под предводительством верховного визиря   Кадык Амет   паши  находившимся Города Феодосии и крепостей Судак и Мангуп, в числе прочих пленников и он Менгли Гирей хан пленен и доставлен на турецком флоте в Константинополь к Фатих Султану Мегмету. Между тем первый завоеватель Крыма Мамак бей Ширинский умер, а на место его поступил беем родной сын его Эменек бей, который при всём старании не мог прекратить продолжавшегося в Крыму междоусобия, принуждён был отправиться сам в Константинополь к султану Фатих Султан Мегмету, у которого и требовал возвращения наследника крымского вышеописанного Менгли-Гирея хана с тем, что Крым и народ в оном обитающий должен состоять под властью Турецкой Порты, на каковое предложение султан охотно согласился, на таком при том положении, чтобы впредь крымские ханы были определяемы с утверждения Турецкой Порты. Почему как Менгли-Гирей хан, так равно и Эменек бей приняли на верность подданства султану присягу. Первый из них утверждён крымским ханом, а последний Эменек бей пожалован от султана важными подарками бунчуком прочими драгоценностями и знаменами. Оба они вместе были великолепно отправлены султаном из Константино­поля морем прибыли в город Феодосию, а оттуда в Старый-Крым, что было от хиджы в 890, а от Рождества Христова в 1478 году. С того времени первый в роде бей Ширинский, при поступлении на сию степень, пользовался дарованным от султана правом трех-бунчужного паши и командовал крымским народом и до покорения Крыма под всероссийскую державy беи Ширинские были знаменитейшие и сильнейшие всех, так что по требованию их Турецкая Порта сменяла и определяла в Крыму ханов. Владение беев Ширинских заключало особенный удел, начинавшийся от Перекопа и простирающийся к стороне Азова(?). Первые в роде беи Ширинскиe имели непосредственное право на владение по всему тому пространству всеми землями. Впоследствии времени и внутри Крыма, Ширинскиe владели землями и лесами, завоеванными предком Мамак беем Ширинским от генуэзцев и утвержденными за ними ханом Крымским, каковые земли находятся ныне в Феодосийском уезде при деревнях: Орталан, Топлы, Сарытана и Сала. И сверх того по тому же праву владели соляными озерами, именуемыми Ак-Таш Кончек, Шейх-Эли и на Арабатской стрелке Туз-тубек с землями, лежащими на стрелке, за исключением части, определённой для Арабатской крепости. Ширинские получали в свою пользу доход с оных и брали с пропускаемого через Арабатскую стрелку скота и разных произведений пошлину. При владении же последнего крымского хана Шагин-Гирея по воле его Ширинские уступили ему все показанное имениe,   а хан   в замену того   определил  Ширинским жалованье, и по присоединении Крыма к Poccии все то имение, как хан­ское поступило в казенное ведомство и Ширинские учинили на верность Российскому престолу присягу, приняты многие в Российскую службу, жало­ваны чинами и отличиями. Российский фельдмаршал и генерал-губернатор таврический князь Потемкин-Таврический, известен будучи о получаемом от хана Ширинскими жалований за уступленное хану имение, назначил с Высочайшего соизволения родоначальнику Мегметша бею Ширинскому ежегодно жалованья по две тысячи рублей, которые как он Мегметша бей, так равно и последующие за ним беи Ширинские до сих пор по Высо­чайшему соизволению получают. Октябрь 1820 года.
Родовое поместье Ширинских располагалось в селе Мурзакой ныне село Дивное, особый интерес представлял портал дворца.Этот памятник архитектуры в 80-ые годы был разрушен.
В XV веке Карасубазар стал уже значительным населенным пунктом, а к концу XVI века по числу жителей он превзошел все города полуострова. Своей международной торговой славой он был обязан многочисленным караванам, свозившим товары со всех сторон света и повсюду развозившим их. Вся торговая жизнь проходила в обширных «ханах» (караван сараях), которые были обнесены мощными стенами с бойницами на случай нападения. В основном торговали продуктами животноводства, а так же оружием, богатой одеждой, хлебом, виноградом и вином. Одним из величественных сооружений для отдыха, ночлега и остановки путешественников был каравансарай "Таш-Хан", который построил великий ханский визирь Сефер Гази Ага. Как гласит табличка над входом в Таш-Хан:
"Мудрый, как Асаф, Сефер Гази Ага
Построил этот постоялый двор по законам геометрии.
Увидев завершение постройки этого постоялого двора,
Сказал Фетхи: пусть будет тарихом "Построил ага".
год 1065."
Ниже приведена биография Сефер Гази Ага, написанная в статье историка Гульнары Абдуллаевой "Великий ханский визирь":

                                         Сефер-Гази Ага
"За Сефер-Гази шла слава мудрого и достойного государственного мужа. Он никогда не принимал необдуманных решений. Посчитав, что союз с поляками для ханства более выгоден, чем военная кампания в союзе с Хмельницким, открыто заигрывающим  с русским царем, Сефер-Гази решился предотвратить возможный удар в спину со стороны казаков. Он согласился на встречу с Оссолинским, заранее зная, что последний готов пойти на любые условия крымскотатарского правительства.
    Наставник Ислама Гирая, Сефер-Гази - личность в истории Крымского ханства значимая и весьма популярная. Современник не менее известного первого министра Франции кардинала Ришелье, Сефер-Гази добился своего положения исключительно благодаря своему таланту дипломата. Однако в отличие от своего французского коллеги, прославившегося хитростью и коварством ради собственных выгод, крымский визирь был человеком честным и умным. Так, без намека на лесть, отзывались о нем современники. Великий визирь был любим народом, умел искусно улаживать конфликты между мурзами, и пользовался их поддержкой. Ислам Гирай III хан, в свою очередь ,ценил своего первого министра, именно с ним в начале своей карьеры он разделил печаль ссылки и, опять же благодаря ему ,радость победы.
    Сефер-Гази был выходцем из капыкулу (личная ханская гвардия), сыном мужественного воина по имени Джан мурзы. Можно сказать, что вся его жизнь была неразрывно связана с Исламом Гираем. Возможно, по этой причине некоторые источники сообщают, что Сефер-Гази являлся аталыком будущего хана. Но, несмотря на то, что это сегодня пока недоказуемый факт, наставником Ислама Сефер-Гази все же был. Свою карьеру он начал при султане (принце) Хусама Гирае, служа у него мир-ахуром (шталмейстером). А позже добился назначения баш-аги к молодому калге при хане Бахадире Гирае, которым и был Ислам, недавно возвратившийся из польского плена.
    В 1640 году крымский хан умер и на его место был избран его сводный брат Мухаммед Гирай IV. Ислам Гирай вместе со своим двором удалился в родовые владения в местечко Халич. Последовал за ним и Сефер-Гази. Однако уже через четыре года визирь бывшего калги, стал хлопотать о его избрании ханом, по его мнению, это было вполне справедливо. Ислам Гирай был старше своего сводного брата-хана, уже был у власти и познал тонкости государственного управления. К тому же Мухаммед Гирай, еще со времен правления Джанибека Гирая, восстановил против себя родных братьев убийством брата Азамата Гирая, и не пользовался уважением и поддержкой в народе. По этой причине Сефер-Гази не теряя зря времени и будучи от природы человеком практичным и умудренный житейским опытом, завел выгодные связи с влиятельной стамбульской верхушкой. Его ходатайства почти увенчались успехом, но верховный визирь Османской империи Джеван Мухаммед паша вынужден был приостановить дело, так как возникли непредвиденные обстоятельства, которые отбрасывали тень на репутацию Ислама Гирая. Помимо личных достоинств Сефер-Гази был главным руководителем внешней политики, привлекая к тонкостям дипломатии своего сына Ислама мурзу, который добился на этом поприще немало успехов.
    Занимая должность визиря, Сефер-Гази получал треть годовых доходов, уплачиваемых вассалами Крымского ханства, однако эти деньги он тратил на благотворительные дела. Поддерживал малоимущих, строил в городах и окрестностях мечети, фонтаны-чешме, колодцы. Его родственники так же отличались благотворительностью. Сестра великого визиря Айше ханым на свои средства выстроила в Акмесджите постоялый двор, и все доходы передавала на городские нужды.
    В самом начале ханства Ислама Гирая Сефер-Гази возложил на чиновника ханской канцелярии, кадия Хаджи Мехмеда обязанность придворного историографа. Кадий с большой ответственностью пошел к поручению, и под псевдонимом Сенаи, 1 августа 1651 года закончил свой труд «История хана Ислама Гирая III», известная сегодня как «Книга походов Ислама Гирая».
    Десятилетнее правление Ислама Гирая совпало с историческими событиями, в которых непосредственно принял участие верховный визирь Сефер-Гази. В 1648 году в Бахчисарай прибыл гетман Богдан Хмельницкий со своим сыном Тимофеем просить помощи и поддержки хана против поляков. К этому году польская шляхта уже третий год задерживала выплату дани Крымскому ханству, и Ислам Гирай согласился поддержать казаков в войне против Речи Посполитой. Благодаря коннице крымских татар во главе с орским военачальником Тугай беем, казаки одну за другой одерживали победы: под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами. Решающее сражение оставалось на Западной Украине под Зборовым. Тут - то и пришла на помощь полякам дипломатия Сефер-Гази , закончившаяся подписанием Зборовского мирного договора 1649 года.
    Преследуя интересы своего государства, Сефер-Гази продиктовал условия своего договора, на которые польский король Ян-Казимир вынужден был согласиться. Речь Посполитая обязывалась уплатить в ханскую казну 200 тысяч талеров единовременно и в дальнейшем - по 90 тысяч ежегодно. Кроме того, возместить все расходы, которые понесла крымская конница в войне с поляками.
    Летом 1654 года Ислам Гирай, во время большого празднества по случаю обрезания своих сыновей, неожиданно умер. А новым ханом снова был избран Мухаммед Гирай IV. Некоторое время Сефер-Гази оставался верховным визирем при новом хане, однако Мухаммед помнил происки хитрого визиря и вскоре сместил его с должности. Но это показалось ему мало, и, найдя повод, он казнил Сефер-Гази, конфисковав все его имущество. Этой казнью Мухаммед Гирай восстановил против себя весь крымский народ.
    В то же время сын казненного визиря - Ислам бей - отправил халифу-султану в Стамбул жалобу, которая была принята к сведению, и спустя некоторое время Мухаммед Гирай был смещен."
В 1727 г. в эпоху хана Менгли Герая II шейхами, выходцами из Коньи (орден Хальвети), основавшими в Карасубазаре суфийский монастырь, была построена мечеть Текие Хан Джами. Менгли II Герай был одним из самых достойных правителей Крыма 18 столетия, с частью нося имя великого предка, жившего двумя веками ранее. Помимо прочих добродетелей, Менги II Герай отличался искренней религиозностью. Стремясь глубже постигнуть смысл взаимоотношений Творца и творения, он обращался в своих поисках и к мистическому учению суфиев. Общины суфиев разных направлений (тарикатов) существовали во всех крупных городах Крымского ханства - в Бахчисарае, Гезлеве, Карасубазаре и др. Поскольку Менги II Герай любил общество мудрецов и богословов, проводя в беседах с ними значительное время, он был знаком с большинством суфийских деятелей Крыма. [О. Гайворонский]
Мечеть Текие Хан Джами являлась одним из тех мест, Карасубазара, которая хранила память о событиях, происходивших в ханские времена. Этой мечети сейчас не существует - она была разрушена в 1930 году. Впрочем, в небытие ушла не одна только мечеть: в Крыму больше не существует и суфийского тариката (ордена дервишей) Хальвети, к которому принадлежали карасубазарские шейхи. Последний хальветийский зикр (ритуальный танец) провёл на азизе в Кала-Асты под Карасубазаром Сеит-Ибрагим Эфенди. Практически стёрлась в народе и память о Менгли II Герае, строителе карасубазарской Хан-Джами. Важное место в истории Карасубазара занимают чудеса, окружавшие жизнь карасубазарских шейхов (шейх Мехмед Фахри, Эмир Джелял - праправнук Мехмеда Фахри), Эмир-Усеин - последний имам Хан-Джами в Карасубазаре, праправнук Мехмеда Фахри, старший брат Эмир-Джеляла). [О. Гайворонский]
В 1735 году началась русско-турецкая война, в следующем, 1736 году русские войска под командованием фельмаршала Миниха вошли в Крым, захватили и сожгли города Ор, Кезлев, Бахчисарай. В 1736 году после сожжения тогдашней столицы Крыма Бахчисарая российскими войсками во главе с Минихом Карасубазар стал резиденцией хана Фетиха II Герая, однако уже через год город был сожжён армией генерала Дугласа. Фетих II Герай  хотя и узнал с запозданием о том, что русские войска во главе с шотландцем Питером Лэйси продвигались вдоль устья Салгира к Карасубазару и уничтожали встречные поселения, всё же успел преградить врагу путь к Карасубазару. Но поскольку турки с пушками ещё не подошли от Арабата, ханская конница потерпела поражение. Карасубазар был захвачен и сожжен. Вскоре к городу подоспела турецкая артиллерия. Завязавшийся бой не принес явного преимущества никому, однако Лэйси решил отступать - в войске расползлась холера. 4 августа Лэйси вышел из Крыма через Чонгар. [О. Гайворонский]
По описанию К.Г. Манштейна: "25-го генерал-поручику Дугласу поручен авангард в 6000 человек, частью драгуны, частью пехотинцы и большая часть легкого войска, с тем, чтоб идти на Карасубазар. Фельдмаршал следовал за ними с армией, оставив обоз больных в лагере с прикрытием 5000 человек, под командой бригадира Колокольцова. Все неприятельские передовые отряды намеревавшиеся препятствовать наступлению русских, были опрокинуты: на высоте вблизи городов замечен укрепленный лагерь, занятый приблизительно 12-15 тысячами турок. Тогда фельдмаршал усилил корпус Дугласа двумя полками драгун и приказал ему атаковать неприятеля и завладеть Карасубазаром, что и было исполнено с совершенным успехом. После часового боя турки бежали. Все обыватели покинули свой город, оставалось несколько армянских и греческих семейств, так что город взят без сопративления, разграблен и обращен в пепел. В этом городе насчитывалось до 6000 домов, наполовину выстроенных из камня, 38 мечетей, 2 христианских церкви для армян и греков, 60 водяных мельниц и множество разных общественных зданий. Доставшаяся войску добыча была очень значительна, потому что обыватели не успели спрятать своего имущества" [И. Абдуллаев].
В том же году российские войска покинули Крым, жители вернулись в Карасубазар, но город уже так и не оправился от разорения. В 1768 году немецкий купец А.Клеман посетил Карасубазар, но даже не описал его, так как город уже не представлял интереса. Тем не менее, в последние годы существования Крымского Ханства и численность населения Карасубазара достигла 40 тысяч человек , тогда как в столице ханства проживало 25 тысяч человек[И.Абдуллаев]. .
        Как отметил в своих записях немецкий купец, Карасубазар в 1768 г. являлся центром одного из 6-ти каймаканств, административно-территориальных округов, разделявших полуостров. В состав Карасубазарского каймаканства входило 10 кадылыков, число деревень в которых насчитывалось 342 (9). В Крыму это было крупнейшее по территории и количеству деревень каймаканство. [И. Абдуллаев].
В 1777-78 гг. Карасубазар являлся одним из очагов восстания против последнего крымского хана - Шагин-Гирая и российского военного корпуса, расквартированного на полуострове. Повстанцев возглавил выходец из Карасубазара Велиджан-ага, однако в течение нескольких месяцев восстание было жестоко подавлено, а город сожжен. В 1783 году Крымское ханство прекратило свое существование. [И. Абдуллаев].
В Карасубазаре в этот период насчитывались 21 мечеть, 1 медресе-текие и 1 мектеб (10). В 1783-1784 гг. в городе проживало 10 317 жителей. [И.Абдуллаев].
На Белой скале размещался штаб А.В. Суворова, который в 1777 г. захватил Карасубазар. Под  так называемым "Суворовсим дубом" вблизи с. Яблочное принималась присяга крымских мурз и беев на верность Российской империи. Возраст Суворовского дуба оценивают приблизительно в 800 лет. В некоторых источниках — 500 лет, но это спорно. Мало кто знает, что среди людей сохранилось еще одно название этого дерева - "Дёрт къардашлар" ("Четыре брата").
Летом 1783 года, по распоряжению князя Потемкина, Карасубазар объявляется административным центром полуострова. В конце 1784 года главным центром Таврической области (позднее губернии) становится Симферополь. До 1786 г. в подавляющем своем большинстве жители покинули город и перебрались на Кавказ и в Малую Азию [И.Абдуллаев].
Десять лет спустя после завоевания Крыма в 1793-94 гг. академик П.С.Палас, описывая полуостров, в частности, отметил: "Город Карасубазар находится в очень низкой долине... Улицы, как и во всех татарских городах, узкие, неправильно расположены... Несколько хороших домов, большие каменные лавки и мечети с их башнями придают некоторый вид Карасубазару... В городе насчитывается 23 татарские мечети, три церкви и синагога... Постоянных жителей мужского пола считается тысяча пятьсот, из которых почти тысяча татар... Женщин не более тысячи"
В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием».
В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымскотатарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.
Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. По данным исследователей конца XIX века Ф. Лашкова и К Германа население полуостровной части Крымского ханства к 1770-м годам составляло примерно 500 тыс. человек, 92 % из которых были крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тыс. человек населения, в том числе 87,8 % крымских татар. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло 3/4 населения. В 1850-е годы из Крыма эмигрировало около 300 тыс. крымских татар. Именно их потомки сейчас составляют крымскотатарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Тогда же Крым покинула большая часть крымскотатарской элиты.
Наряду с этим интенсивно проходила колонизация Крыма, в основном территории степей и крупных городов, за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории Центральной России и Малороссии.
Среди известных людей Карасубазара довольно интересной является личность народного героя, борца за справедливость, "Крымского Робин Гуда" Алима Азамат оглу, прозванного в народе Алима Айдамак ("Разбойник"). Согласно отдельным преданиям и документам, Алим был учеником карасубазарского ремесленника Эфендиева по кожевничеству. Его отец умер в Карасубазаре, мать же проживала, служа долгое время у богатых людей. Алим долгое время занимаясь кожевничеством, в последствии вынужден был искать работу  в другом месте. Он служил в качестве извозчика (арабаджы) у карасубазарского торговца Бобовича. С именем Алима тесно связаны такие места Карасубазара как "Къаравуллар мейданы" ("Площадь караула") и "Дайфалар мааллеси" ("Улица цыган"), о которых сообщается в крымских преданиях.
В 1802 году население Карасубазара не превышало 2285 человек, насчитывалось 17 мечетей, 1 теккие и 3 мектеба. В конце XIX столетия, по данным переписи 1897 года, здесь проживало 12 968 человек, а к 1914 - 18 860 человек, из них 2/3 составляли крымские татары и крымчаки".
История Карасубазара  начала XX в. заслуживает более пристального внимания специалистов. Среди наиболее актуальных вопросов, без сомнения, необходимо отметить эпоху возникновения и развития джадидистского движения, национального либерализма и широчайшей реформы народного образования мусульман Российской империи. Наиболее ярким представителем общественно-политической жизни был выдающийся просветитель крымских татар Решит (Абдурешит) Медиев (1880-1912).
В Карасубазаре А. Медиев активно включился в политическую жизнь города. В ходе русской революции 1905-1907 гг. у Р. Медиева четко оформилась общественная позиция. Он стал активно интересоваться революционной борьбой. После создания либеральной политической организации "Бутюнрусие иттифакэ эль муслимин" он вошел в ее крымское отделение, которое возглавлял Исмаил Гаспринский (1851 – 1914). Р. Медиев принимал участие в местных съездах крымских татар. Его активная политическая позиция привлекла внимание охранительных структур Таврической губернии, и вскоре он был арестован и помещен в симферопольскую тюрьму. Будучи авторитетным общественным деятелем крымских татар он уже 31 октября 1905 г. был освобожден "с триумфом, как "герой революции" .
В следующем году Р. Медиев продолжил свою общественную и просветительскую деятельность. Ему удалось в Карасубазаре организовать "Джемиет и хайрийе" – мусульманское благотворительное общество, открыть новометодное мектебе-руштие, национальную библиотеку. Он содействовал отправке талантливой крымскотатарской молодежи на учебу за границу.
Ценя организаторский и политический талант Р. Медиева, карасубазарцы в 1907 г. избрали его городским головой. На этом важном посту ему удалось достичь заметных результатов в области развития городского хозяйства и национальной культуры .
Вскоре Р.Медиева избрали депутатом ІІ Государственной Думы Российской империи. Он вошел в мусульманскую фракцию и возглавил ее секретариат. Известны его пламенные речи, произнесенные с трибуны зала заседаний Таврического дворца. Наибольшее внимание общественности привлекло его выступление 9 апреля 1907 г., касавшееся аграрного вопроса. В Государственной Думе Р.Медиев активно работал в комиссиях по рассмотрению законопроектов о неприкосновенности личности, об обеспечении отдыха служащих в торговых и ремесленных заведениях и, конечно же, о народном образовании.
Р. Медиев был известен как издатель и редактор ряда крымскотатарских политических газет. Так, с мая 1906 г. стала выходить его газета "Ватан хадими" ("Слуга отечества") . В ноябре 1907 г. он издавал русскоязычнный "Голос мусульманина". В октябре 1908 г. он боролся за создание газеты "Наш голос".
В государственном архиве Автономной Республики Крым имеется перечень дел, касающихся жизни в Карасубазаре:
* Дело об учреждении татарских классов в городе Карасубазар 1 мая 1839 г.
* Дело об открытии женского медресе в приходе Аджы-Бей г. Карасубазара 20 января 1915 г., 31 мая 1915 г.
*Дело о разрешении жителям г. Карасубазар А.-А. Джелялову и А. Аджы Али-оглу построить на собственные средства здание для медресе. - 17 декабря 1910 г., 19 февраля 1913 г.
*Дело о ремонте и окончании строительства здания "Ашагы медресе" в приходе Аджы-Яхья в г. Карасубазар. - 5 сентября 1911 г., 17 ноября 1913 г.
*Дело о строительстве мектебе в приходе Кара-Чора г. Карасубазар. - 2 марта 1913 г., 9 ноября 1913 г.
Накануне Первой мировой войны в городе работали два черепичных, четыре кожевенных производства, авиационный завод предпринимателя Аламенко, две деревообрабатывающие мастерские, две винокурни, пять мукомолен и табачные переработки.
В 1917-1920 гг. в городе шла ожесточенная борьба за власть: большевики, курултай, белая гвардия, Антанта, войска Кайзеровской Германии, постоянно сменяя друг друга, пока в ноябре 1920 г. Карасу6азар не заняли Красные кавалеристы М. Фрунзе.
После возрождения мирной жизни в городе занялись строительством учреждений социальной сферы – школ, библиотеки, клуба, больницы, а так же развитием производств по переработке сельхозпродукции.
В годы коллективизации (20-е гг.) в Крыму имели место различные виды сопротивления насильственной коллективизации людей. Согласно советским описаниям, многие крестьяне в Крыму уничтожали свою скотину, чтобы не отдавать ее в новым государственным фермам. "В Карасубазарском регионе в 1927 г. имелось 9309 лошадей и 65000 овец, тогда как в 1930 г. было лишь 4835 лошадей и 26000 овец". Эти действия являлись удвоенной контрреволюционной деятельностью.
Московские власти были полностью безразличными к проблемам крымских татар. Но было лишь одно исключение - заметка, которая появилась в журнале "Революция и национальности" в 1934 г. В ней говорилось, что местные Крымские коммунистические власти действовали безответственно в плане определения, каких крымскотатарских крестьяне называть кулаками:
"Советский аппарат этого района (Карасубазар) очевидно в плохом положении. Не только сельские советы безразличны к жалованиям жителей, но и сам Районный Исполнительный Комитет. Советы в этих районах снова давали крестьянам-истцам вымышленные, крайне необоснованные и даже фантастические классификации (такие как владение 400 гектарами земли, или 200-300 головами скота, трудовая занятость рабочих 20 ферм и т. д.). Но в ходе проверок обнаружилось, что домашние хозяйства всегда состояли из рабочих крестьян, и никто из дедов и прадедов этих истцов никогда не владел таким количеством земли и скота.
Следует отметить, что Крымский Исполнительный Комитет не борется серьёзно против подобной безответственности по части местных советских должностных лиц. Несмотря на многочисленные письма от секретариата председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, ничего решительного не было сделано в Карасубазаре и других районах для регулирования жалоб".
По переписи 1926 г. в Карасубазаре насчитывалось 7625 жителей. Уроженцами города и района были видные общественно-политические деятели, патриоты, писатели, поэты, художники: Бекир Чобан-Заде (1893-1937), Мамут Недим (1893-1938), Мемет Шейх-Заде (1887-?), Джемиль Кендже (1896-1945), Джемиль Сейдамет (1903-1977), Мурадов Гани (1910), Мурадов Решид (1916-2000), Фетта Аким (1911-1961), Алимов Эннан (1912-1941), Калафатов Амет (1880-1942?), Алим Айдамакъ, Амди Гирайбай, Абдурешид Медиев и др.[И.Абдуллаев].
Мировую известность среди крымскотатарской интеллигенции получил карасубазарец Бекир Чобан-заде (1893-1937), являвшийся крымскотатарским поэтом, ученым-тюркологом. Именно в Карасубазаре в семье пастуха (чобана) родился Чобан-заде. В 1904-1908 гг. учился в карасубазарской новометодной школе-рушдие. Стамбул, Будапешт, Баку, Фергана, Лозанна, Симферополь - со всеми этими городами связано имя Чобан-заде.
Бекира Чобан-заде арестовали 28 января 1937 года в Кисловодске. Обвинён в участии в деятельности «Милли Фирка», пантюркистском движении, в 1920—1937 годах, участии в националистических и пантюркистских организациях. 12 сентября, 1937 г. ВК ВС СССР приговорён к высшей мере наказания (ст. 60, 63, 70, 73 УК АзССР). Был казнён 13 октября 1937 года.
В городе Карасубазар окончил начальную школу ещё один не менее знаменитый представитель крымскотатарской интеллигенции Амди Гирайбай (1901-1930). Он является поэтом-классиком крымскотатарской литературы 20-х гг. В 1921 поступил на рабфак Крымского Государственного университета, но вскоре покинул его по материальным причинам. Работал в Наркомнаце. В 1918-23 годах написал свои лучшие поэтические произведения. В 1923 годцу при содействии видного деятеля первого правительства Крымской АССР Вели Ибрагимова, направлен на учёбу в Турцию. Учился на Философском Факультете Стамбульского университетата, подготовил диссертацию «История Крыма», в которой развивал идеи пантюркизма. В 1926 вернулся в Крым. Работал в обл. совете Общества нового алфавита. В 1928 арестован по делу крымскотатарской национальной партии Милли-Фирка. Обвинен в национализме и шпионаже. 17 декабря 1928 года Судебной коллегией ОГПУ приговорен к Высшей мере наказания. Расстрелян 13 сентября 1930 в Бутырской тюрьме. Реабилитирован в 1991 году.
В 1937-1938 гг. коммунистическое правительство в Крыму начало политику открытого террора, русификации и советизации  в крымскотатарских населенных пунктах. Официальным  оправданием такой деятельности была необходимость реформировать социальные и родовые обычаи крымских татар, то есть возможность позволить им (крымским татарам) противостоять соетским (русским) стандартам социального поведения. Результат этой деятельности был предсказуем. Села оказывали сопротивление любым официальным вмешательствам в семейные (родовые) дела жителей. Советским ответом этому сопротивлению было использование силы. Сотни крестьян были арестованы агентами НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел). Один из жителей Карасубазара пишет о декабрьской ночи 1937 г.:
        "60 человек было задержано. Я также был среди них. В то самое время все наше мусульманское духовенство находилось в тюрьме Карасубазара. Среди них, один из самых известных священнослужителей и просветителей Крыма Шейх Мехмет Ходжа Ахмет Веджди, которому было 70 лет, Шейх Шейх-заде Абдульмеджит (75 лет), Кафадар Хаджи Музаффер (80 лет) и т. д."
С началом Великой Отечественной войны, многие карасубазарцы ушли на фронт. Позднее, партизаны и подпольщики внесли свой вклад в освобождение Крыма, которое пришло в апреле 1944 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий