воскресенье, 7 июля 2013 г.

КАРАСУБАЗАР ГОРОД НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ

Рефат Абдужемилев
КАРАСУБАЗАР СКВОЗЬ ВЕКА
Мировая история ознаменована значительными открытиями и достижениями, которые стали большим прорывом на пути к всеобщему прогрессу человечества. Со стремительным развитием мира строились большие города и государства, возникали всё новые и новые очаги цивилизаций, менялись эпохи, молодые поколения перенимали знания и опыт предшественников. При всём этом движении вперёд дух прошлого всегда давал о себе знать. Наследие глубокой  старины отразилось в экономической, социальной и культурной жизни различных культур.
Интенсивные торговые связи между народами послужили фундаментом для появления на карте мира городов, которые изменили его облик. Восток и Запад, Азия и Европа объединились общим культурно-экономическим пространством, - Великим Шелковым путем. Словно яркие звёзды, мерцающие на бескрайнем небе, один за другим появилась длинная цепь городов Шёлкового пути. Они разрастались и процветали, сохраняя свою самобытность и перенимая иные традиции.
Великий Шелковый путь не мог обойти стороной такой удивительно красивый уголок нашей планеты как Крымский полуостров. Проживавшие здесь народы поддерживали тесную связь с внешним миром, перенимали культуру других народов.  Своей уникальностью и неповторимостью Крым стал особенным объектом среди многих мест прохождения торговых путей. Караваны, передвигавшиеся на большие расстояния, нуждались в пристанищах-ночлегах. Обычно, такие стоянки образовывались возле воды. Вода являлась источником жизни. Всегда и везде ей придавалось большое значение и, главным образом, текучей воде. Путник, передвигавшийся на огромные расстояния через бескрайние степи, знойные и засушливые пустыни, как никто иной осознавал значимость воды. Так, вследствие удобства расположения и близости к источнику воды возник город Карасубазар в долине реки Карасу, от которой образовалось и название города (базар на реке Карасу). Будучи расположенным на Шёлковом пути, первоначально этот город исполнял функцию стоянки. С течением времени, постепенно увеличиваясь в размерах, стоянка стала городом. Ещё известный турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби назвал Карасубазар «приветливой страной и населенным портом». Сюда съезжались купцы с далеких стран.  Днями и ночами непрерывно в город тянулись вереницы телег и повозок (арбы и маджары).  Целыми караванами, направлявшимися со всех сторон, они въезжали в центральную часть Карасубазара. Все население изо дня в день сходилось на базарную площадь, которая также как и многочисленные улицы и переулки заливалась людьми. Весь Крым со всем разнообразием своего населения собирался на центральном рынке. Как видно из названия города, Карасубазар являлся важным торговым центром. Компонент «базар» - это очевидное наследие Великого Шелкового пути, отраженное в данном ойкониме.
В период Крымского ханства Карасубазар занимал второе место по численности населения после Бахчисарая, а иногда даже несколько превышал. Город был знаменит тем, что являлся крупным торговым и ремесленным центром Крыма. После аннексии Крымского ханства Российской империей, связи Карасубазара с внешним миром были отрезаны. Город постепенно приходил в упадок. Объекты социально-экономической значимости города (караван-сараи, постоялые дворы, рынки и торговые лавки) в течение времени утрачивали своё первоначальное предназначение, вследствие невнимания к ним, ветшали и разрушались.
Советский период в истории Крыма известен как время полного мрака в сфере духовных ценностей. После депортации 18 мая 1944 года из Крыма крымских татар, практически все, что напоминало о коренном народе полуострова и заключало в себе национальные и религиозные оттенки, подвергалось целенаправленному тотальному уничтожению. Советская власть с таким усердием стирала всё, что напоминало о крымских татарах, что сейчас не осталось даже следов Карасубазара начала XX в. Столетиями существовавшие в Крыму древние топонимы были бездумно переименованы.  Город Великого Шелкового пути Карасубазар стал именоваться словом «Белогорск», не характеризующим его великое прошлое. Карасубазар, который был одним из ярко мерцавших маяков Великого Шелкового пути в Крыму, уже перестал сиять и служить ориентиром для путников.
Каким же выглядит Карасубазар в XXI веке? Безусловно, как и во многих других городах, современность деформировала аутентичность. Облик Карасубазара сегодня меняется стремительно. Появилось множество различных строений нового времени, но в то же время почти бесследно угасло прошлое. Множество архитектурных памятников, большая часть которых отражала многовековую историю и культуру города, тесно переплетавшихся с историей Великого Шелкового пути, исчезло словно миражи. Уже никто не сможет увидеть тех замечательных строений, о которых писали путешественники. По-настоящему почувствовать Карасубазар удаётся не сразу. Это всё равно, что перечитывать любимую книгу – каждый раз открываешь для себя что-то новое, ранее упущенное из виду, узнаешь, что Карасубазар обладал огромным историко-культурным наследием.
Немногие знают, что сохранившийся в центре города фрагмент стены, - это остатки некогда величественного в прошлом караван-сарая "Таш-Хан". Свидетель давно минувших времен, гостеприимный двор, когда-то давно он радушно встречал путников из далеких стран. За последние 50 лет его уничтожали, строя городской парк, вследствие этого были разрушены две стены сооружения. Уникален «Таш-Хан» своей масштабностью: то есть площадь строения была довольно большой. Все подвальные помещения остались под слоем земли. На территории караван-сарая так и не было проведено археологических раскопок. "Таш-Хан"  мало исследован, и незаслуженно находится в таком заброшенном состоянии.
Вблизи города возвышается уникальный природный памятник глубокой древности – Ак-Кая (Белая Скала). Из года в год Ак-Каю посещают туристы, для того, чтобы подняться на вершину скалы и увидеть прекрасные виды на степи, горы, Карасубазар, села и сады с высоты. Всё это впечатляет, захватывает дух. В районе Ак-Каи ведутся археологические раскопки древних скифских поселений и курганов. В 2012 году недалеко от Карасубазара был открыт сафари-парк «Тайган». Сейчас изо дня в день его посещает огромный поток туристов, которые могут наблюдать за африканскими львами и другими животными,  находящимися в природных условиях. Около Ак-Каи планируется создание крымского аналога Диснейленда. Конечно, для Крыма и, тем более, для провинциального Карасубазарского района это новшество и масштабный проект. Однако не лучше ли делать упор на развитие историко-этнографического туризма? Ответ очевиден – это необходимо осуществлять, в этом заключаются огромные перспективы. Карасубазар и его окрестности обладают необходимыми условиями для реализации проектов этнографической направленности: старая часть города местами всё ещё отличается своим былым колоритом - старинные дома XIX в. в характерном архитектурном стиле эпохи. Современный мир шаг за шагом постепенно отходит от сферы развлекательного туризма. Он начинает осознавать значимость самобытности (традиционности) регионов, богатых, как в культурном, так и в природном плане.
Если говорить об экологическом состоянии города, то по сравнению с другими городами Крыма, ситуация в Карасубазаре намного лучше. Здесь нет промышленных предприятий, вредных производств. Своеобразными стражниками, защищающими в летний период от изобилия солнечных лучей, являются деревья-старожилы. Однако, к сожалению, люди, которые не задумываются об окружении и об экоситуации, пилят эти деревья. Печальный факт современности… Учитывая размеры города, легко заметить, что больших скоплений людей и транспорта на улицах не бывает. В последние годы ведутся некоторые  работы по благоустройству территории города. Украшением центральной части Карасубазара сегодня является сквер имени известного в мире ученого-тюрколога, крымскотатарского поэта и педагога, уроженца города Карасубазар Бекира Чобан-заде. 
К значимым событиям Карасубазара относится международная тюркологическая конференция «Мир Бекира Чобан-заде», которая впервые проведена в 2012 году и будет в дальнейшем проводиться каждый год. К участию на конференции приглашаются видные ученые из различных стран. Главную цель, которую преследуют организаторы,  является изучение истории и культуры Карасубазара.

Современные преобразования Карасубазара зависят в значительной степени от преобразований в Украине в целом. Украина определила европейский вектор как чёткую стратегию развития страны. Европейские стандарты развития предполагают собой широкий спектр возможностей, соблюдение фундаментальных прав человека и ответственность по соблюдению этих прав. Депортация крымских татар в 1944 году – очевидное нарушение прав людей. До сих пор не восстановлена историческая топонимика Крыма. Факт того, что Карасубазар был городом Шёлкового пути, постепенно приходит в забвение. А ведь само историческое название города является явным наследием Шёлкового пути, символом многовековой эпохи развития. Сегодня, когда в мире приоритетное место занимает научно-технический прогресс, духовность часто остаётся на втором плане. Сравнивая нынешний мир со стариной, то можно уверенно сказать, что уровень культурного развития прошлого был намного выше, нежели сейчас. Необходимость осознания значимости вековых традиций культуры и их истоков – это очевидное явление, которое будет только способствовать укреплению идентичности, уникальности городов Шелкового пути. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий