мечети
В 1666 году
посетивший Крым известный турецкий петешественник Эвлия Челеби ,
указывал на то, что: Всего в городе двадцать восемь михрабов. В пяти
из них проводится соборная молитва. Все эти пять соборных мечетей сложены из
камня, крыты черепицей и имеют каменные минареты. Все они обладают большими
общинами, народ этой страны — очень благочестивые и набожные люди. Во-первых,
... мечеть на базаре — стройная и украшенная. Там перед михрабом похоронен
под высоким куполом обладатель благодати. Всего ... молелен для
благочестивых. Во-первых, мечеть ... В этом городе совсем нет строений,
крытых свинцом. Все они крыты рубиново-красной черепицей и хорошо
благоустроены. Всего пять медресе учёных-знатоков хадисов. Но
специальных отделений для изучения хадисов и стилей чтения Корана
нет. Однако в медресе этого города много учёных-знатоков хадисов. Когда
они по всем правилам чтения читают Коран, они следуют Ибн Кясиру и семи
стилям чтения. Хафизов Корана нет. Но много татарских учёных,
совершенствующихся в науках познания сущности, постигших море смысла и сокровищницу
основополагающих знаний. Большинство мужчин и женщин относятся к шафиитскому
толку. Всего четыре текке — обителей бедняков и абдалов. Во-первых,
над рынком Яйджилер ... текке ..
В 1783 году Крымское ханство
прекратило свое существование. В Карасубазаре в этот период насчитывались 21
мечеть, 1 медресе-текие и 1 мектеб.
Десять лет спустя после завоевания
Крыма в 1793-94 гг. академик П.С.Палас, описывая полуостров, в
частности, отметил: "Город Карасубазар находится в очень низкой
долине... Улицы, как и во всех татарских городах, узкие, неправильно
расположены... Несколько хороших домов, большие каменные лавки и мечети с их
башнями придают некоторый вид Карасубазару... В городе насчитывается 23
татарские мечети, три церкви и синагога."
Историк Ибраим Абдуллаев в своей статье
"Карасубазар- культурный и экономический центр средневекового
Крыма" отмечает о судьбе мусульманских культовых сооружений: " По
отчету, представленному Председателем комиссии по культам, в 1920-30 гг. XX
столетия "по городу закрыты 19 мечетей, из которых 17 снесены, одна
используется под амбар заготзерна и одна пустует. До революции в городе было
2 духовные школы-медресе. На 25 сентября 1935 года в Карасубазаре
функционирует лишь "Йылдырым джами" по ул. Ворошилова (17).
Здесь же прилагается список наименований разрушенных
мечетей, дата и место расположения:
1. "Шах-Мурад",
ул. Ключевского (1930);
2. "Аджы-Арслан",
ул. Инкляб (1934);
3. "Курман-Али",
ул. Перекопская (1930);
4. "Хаджи-Осман",
ул. Садовая (1934);
5. "Хан
Джами", ул. Хан-Джами (1934);
6. "Ени-Джами",
ул. Хан-Джами (1934);
7. "Учурум",
ул. Хан-Джами (1934);
8. "Буюк-Джами",
ул. Крымчакская (1932);
9. "Улу-Хани-Султан",
ул. Интернациональная (1934);
10 "Чильтерли",
ул. Ананьевская (1928);
11 . "Кельташ",
ул. Садовая (1928);
12.
"Кара-Чора", ул. Кара-Чора (1932);
13. "Тахталы-Джами",
ул. Айдынлыкъ (1933);
14.
"Бахчи-Ичи", ул. Бахчи-Ичи (1932);
15.
"Шан-Гирей", ул. Шан-Гирея (1932);
16.
"Аджи-Маале" ул. Аджи-Маале (1934);
17. "Чардакълы",
ул. Аптекарская (1925).
Необходимо отметить, что,
специальным Постановлением КрымЦИКа от 25 октября 1929 года, две мечети г.
Карасубазара "Хан-Джами" и "Шор-Джами" передавались под
охрану и ведение Наркомпроса КрымАССР как архитектурные памятники старины
(18). Но, несмотря на Постановление КрымЦИКа, памятники не пощадили. По нашим
сведениям, чудом уцелела до наших дней одна из самых последних, закрытых 27
мая 1938 г., мечетей на полуострове-"Йылдырым-Джами".
Известный ученный-этнограф Усеин
Боданинский (1877-1938) так описывал состояние культовых сооружений
Карасубазара и перечень реставрационных работ по их востановлению:
По мечети Текие-Хан-Джами
Здание по своей внутренней отделке
и росписи имеет исключительное значение, и оно должно быть поставлено в
разряд «высшая категория». Состояние его внушает серьезные опасения за целость
деревянных, покрытых живописью потолков, поэтому в этом же году необходимо
принять меры по ремонту крыш. В северо-западном углу имеется обвал балки, у
которой подгнил потолок.
Необходимы следующие работы:
1. Снять всю черепичную кровлю и после ремонта стропил
вновь настлать с добавлением 15% нов. материала — 250 кв. м.
2. Сменить потолочных балок — 56 пог. м.
3. [Сменить] стропил — 70 пог. м.
4. [Сменить] досчатой сплошной облицовки — 40 кв. м.
5. Ремонтировать подшивной потолок с накладками по
рисунку — 10 кв. м.
6. Сменить ветхих карнизов обшивных — 25 пог. м и
балочек для них — 30 пог. м.
7. Исправить каменные стены кладкой — 5 куб. м.
8. Исправить стен штукатуркой — 200 кв. м.
9. Сменить в минарете треснувших и отчасти выпавших
камней — 15 мест.
10. Произвести промазку черепичной кровли
известковым раствором с большим добавлением толченого кирпича.
По мечети Шор-Джами
Мечеть весьма интересна внутренней
штукатуркой, наружной отделкой проемов, каменным мембером и дер. потолками.
Должна быть также отнесена к высшей категории.
Требуется капитальный ремонт крыши
и потолков, которые в средине, где находится замечательный расписной
рельефный плафон, провисли и грозят падением.
Необходимо предложить общине верующих ремонтировать
крышу.
По мечети Биюк-Джами
Особенный интерес представляет
минарет, являющийся по своим формам одним из древнейших. Минарет пострадал от
удара молнии. Коническая каменная верхушка и часть тела расколоты, имеются
выпады целого {нрзб}да мест из поврежденных камней. Требуется перекладка
конического перекрытия и местами кладка стен минарета. Хотя община
верующих при этой мечети маломощна, следует попытаться обратиться с
предложением произвести необходимые работы по укреплению минарета и ремонту
черепичной крыши.
Развалины мечети Чильтерли-Джами Ремонтировать
черепицей покрытие остатков стен южной стороны с михрабом. У минарета
подложить каменную стену — 3100 куб. м.
Реконструировать Тюрбе Саид-Мухаммед-Енис-Эфенди
На кладбище при мечети Чильтерли-Джами
очистить площадь около тюрбе от сорной травы — 100 кв. м. Окрасить
железный купол под цвет камня — 10 кв. м» [40].
Реконструировать Минаре «Токал-Джами» в
приходе «Токал-Учрум».
Реконструировать Минаре «Ханлык» в местности
того же названия.
Реконструировать Минаре «Буюк-Джами» в
приходе того же названия» [39].
Реконструировать Надгробный памятник-ротонда над
могилой Сеид-Мухаммед-Энис Эфенди 1115 г. — 1703 г. по Р. Х. в ограде Чильтерли-джами,
в приходе того же названия.
Также в Карасубазаре было 6 дюрбе (захоронения
святых людей). В статье "Белли олгъан Азизлеримизге хатыра ташы тиклемек
боюн-борджумыз!" краеведа, журналиста и писателя Певата Зети
рассказывается о трех дюрбе: Азиз Зылха оджа и Азиз Кыз, Азиз Тотай-Ана на
ул. Пионерская, который имел четырехугольный вид с окнами и входом с одной
стороны.
В городском парке в 2008 г. был восстановлен азиз
Осман, Умер, Сельви девлетли.
Более подробное описание двух мечетей Карасубазар
дает Засыпкин Борис Николаевич -русский (советский) археолог
работавший изучением памятников совместно с Боданинским Усеином
Абдурефиевичем:
Шор-Джами, расположенная в
центре города, во всех своих частях, кроме минарета, сохранила древние части
от первоначальной постройки, что позволяет нам поподробнее остановиться на
анализе ее форм. План ее представляет прямоугольник, разбитый на две части:
передняя часть нзртекс и помещение мечети трехнефное, деревянное,
перекрытие которой поддерживается 6 арками, по 3 в каждом ряду, имеющих
определенно выраженную килевидную форм и опирающихся на восьмигранные
каменные колонны с геометрически выраженными капителями и базами. Между арок
размещаются круглые окна, происхождение которых относится к османскому
искусству. Южная торцовая стена имеет михраб, резной и раскрашенный;
так как он очень близок по аналогии с михрабом ниже описываемой
мечети Текие-Хан-Джами, то описание его мы пропускаем. Боковые нефы и задняя
часть среднего имеют хоры. Южная, восточная и западная стены имеют по четыре
окна. Северная имеет входную дверь и два окна. Все окна нижнего ряда имеют
одинаковую обработку. Проем каждого окна обложен крупными тесаными камнями.
На них высечены профиля наличника, плоскости которых вдавлены на 1 см.
Рисунок этих наличников окаймляет прямоугольник окна, над ним помещен
стрельчатый тимпан. В окна вставлены железные решетки с кулачками,
встречающиеся в постройках Константинополя. Стены мечети выложены хорошей
кладкой, но не из тесаных камней. Интересную обработку имеют углы. Следует
заметить, что северо-западный угол вообще имеет большой скос, как будто
здание стояло в узком переулочке и для проезда пришлось сделать неправильный
угол. Кроме этого, все четыре угла имеют срезы углов под 45°, которые
приблизительно на высоте человеческого роста, при помощи сталактитового
перехода, выравниваются в острые углы. Если срезы углов зданий, часто
применяющиеся в восточных странах, имеют практический смысл при гражданских
сооружениях в узких и кривых улицах, то здесь они играют большую декоративную
роль, изящный переход которых в лучшем выполнении имеется в колоннах мечети
Хан-Джами в Евпатории и ведет свое происхождение от сталактитовых капителей,
впервые примененных архитектором эпохи Баязида II, Хейреддином, в его
знаменитой мечети, носящей имя этого хана. Мечеть перекрыта деревянным
потолком и четырехскатной черепичной крышей. Минарет, помещенный с западной
стороны, новейших форм. Мембер расположен около михраба в традиционном
положении, выполнен из камня. На описании мемберов мы не
останавливаемся подробно; в дальнейшем мы коснемся общего вида и форм мемберов.
Детальное их изучение представляет особый интерес, так как в них
заложены традиции глубокой древности, по которым можно проследить эволюцию и
установить теснейшую взаимную связь мусульманских стран.
По сообщению У. Э.
Боданинского, Текие-Хан-Джами построена в 1140 г. (1727), в эпоху
хана Менгли-Герая II, шейхами, выходцами
из Коньи (дервиши ордена Хальвети), основавшими в Карасубазаре суфийский
монастырь. В настоящее время от многочисленных построек монастыря осталось
лишь главное здание, представляющее в ряде татарских памятников особый
интерес. Оно выстроено в виде прямоугольника, покрыто в настоящее время черепичной
крышей, стены выложены из бутового камня на глине с песком и саманом",
снаружи и внутри были оштукатурены. Двойное крыльцо с площадкой, перекрытое
односкатной крышей на четырех деревянных колонках, ведет в нартекс:
налево из него мы попадаем в комнату, имевшую, очевидно, служебное значение;
направо, по проходу в виде коридора, попадаем к основанию минарета и в
комнату с камином, служившую, очевидно, кухней. По главной оси через дверь
попадаем в обширное помещение мечети размером 8,10 на 14,50 м, перекрытое
деревянным потолком, по бокам (боковые нефы) имеем помещение в два этажа:
первый этаж имеет по обеим сторонам по восемь келий хуждр, второй этаж
галереи — открытые внутрь мечети окнами с кафессами. Кельи выходят в мечеть
маленькими дверками и освещаются с улицы небольшими окнами и виде бойниц,
закрывавшихся волоковыми ставнями с внутренней стороны. Едва ли эти бойницы
имели стратегическое значение, скорее как декоративный элемент, служили
лишь символом, утерявшим давно практическое значение. В общем своем виде это
текие с деревянной внутренней конструкцией имеет интересный потолок,
деревянные расписные мембер и курсу, и расписной михраб, низ
которого выложен майоличными плитками (42 шт.) первоклассной работы, с
изображением цветочного орнамента. За исключением этих плиток, михраб представляет
почти точную аналогию михра-бу мечети Шор-Джами и представляет из себя
семигранную нишу, увенчанную полусводом из семи основных рядов разных
рельефных арабесок, но только не сталактитов. По углам ниши две тонкие витые
3-4 колонки с простыми коническими капителями, совершенно утерявшими
архитектурное значение. Гладь стены и тимпана ограничены прямоугольной рамой.
В тимпане размещены пять плоских розеток, две из них рельефные. Весь михраб
утерял архитектурное взаимоотношение своих частей, и его декоративность
подчеркивается росписью и применением расписных плиток. Эта живопись, а также
росписи мембера, курсу и плафона потолка, весьма ценны по своим качествам.
Принимая во внимание, что мечеть построена выходцами из Конии, становится
понятным та близость техники живописи, которая роднит с живописными
памятниками XV, XVI и XVII вв. Средней Азии и Персии. «Живопись в
Персии особенно процветала в XVI в. Самыми знаменитыми живописцами этой школы были Джехангир, Бухарин,
Бехзад и Мани». Орнаментика и живопись Персии имела большое влияние на
мусульманские страны, в том числе и на Крым, где мы видим процветание этого
искусства не только в монументальных памятниках культового и дворцового
строительства, но и в частных гражданских постройках.
В живописи мембера и
курсу мы видим тот рельеф, который в Средней Азии получил название Кундаль.
На памятниках Самарканда этот рельеф выполнен особым составом, в который
входит кызыл-кессак, местная красная глина прекрасных качеств. В
Текие-Хан-Джами рельеф выполнен гипсовым раствором, и по технике выполнения
очень близок к среднеазиатской манере. Как там, так и здесь в обилии
применено для общего фона золото. Ценность этих живописных памятников
чрезвычайно большая. Судя по тому, что обработка и роспись деревянного
потолка в Шор-Джами близка к разбираемому памятнику, а также близкая аналогия
михрабов заставляет нас сделать предположение, что мастера по
устройству михраба и росписям Текие-Хан-Джами работали в Шор-Джами,
и, следовательно, хронологически их нужно считать одновременными, то есть
начало XVIII в.
Отличительной особенностью
минарета Текие-Хан-Джами является двойной шерфе, что является
распространенным явлением в эпоху великого мастера Ходжи Синана. Все
минареты отличаются совершенством кладки из тесаных камней, причем швы
делаются особенно тонкими. Такая кладка требовала мастеров высшей
квалификации. Очень часто мы наблюдаем рядом с бутовыми стенами мечети
замечательную кладку стройных минаретов, что указывает на то, что для
постройки минаретов существовали специальные мастера и школы. Вероятно, этим
нужно объяснить, что османской эпохи минареты основываются на самостоятельном
фундаменте и могли возводиться в разное время с мечетью. Особенно интересным
местом в минаретах является переход от квадратного основания к 12-гранному
столбу, который, как в данном случае, так и в большинстве других, заключается
в следующем: каждая сторона квадрата делится на три части. От границ этих
делений идут грани к 12-граннику, причем образуется пересечение 8-гранной с
4-гранной. Аналогию этому приему мы находим в памятниках Каира20.
Переходы от ствола к шерфе украшены арабесками. Нижний шерфе в
настоящее время имеет железные перила, верхний — ограждение плитами. Выше
верхнего шерфе минареты имеют более тонкую, обычно круглую, башенку,
покрытую коническим куполом. Обычно на верху остроконечного купола
помещается Алем в виде полумесяца. Он скорее походит на двойной рог, чем на
полумесяц. Происхождение его, надо думать, египетское; у египтян рог был
символом силы. Турки прикрепляли его также к древку своих знамен».
По сообщению У.Э.Боданинского,
Текие-Хан-Джами построена в 1727г. в эпоху Менгли-Гирая II. Здание
было построено в виде прямоугольника, покрытого черепичной крышей. Стены
выложены из бутового камня на глине с песком и саманом. В интерьере Текие
находились по обеим сторонам по 8 келий хуждр. Кельи выходили в мечеть
маленькими дверками и освещаются с улицы небольшими окнами в виде бойниц.
Михраб Текие представлял почти точную аналогию мечети Шор-Джами, заставляет
нам сделать предположение, что обе мечети были построены в одно время, то
есть начало XVIII века.
Интерес представляет минарет мечети на котором были расположены два
балкончика. Место где находилась мечеть на ул. Хан-Джами (Степная 28) в
1934г. снесена.
На ул. Хан-Джами быа ещё одна
мечеть Яны-Джами в 1934г. снесена. На ул. Красная горка 1 находилась мечеть
Чурум-Токал в 1934г. снесена. Возле БОШ№3 на месте нынешнего спортзала
находилась мечеть Шан-Гирая в 1927г. снесена. Возле мечети было кладбище. На
ул. Курбан-Али (Перекопская 15) стояла мечеть Курбан-Али в 1930г. снесена. На
ул. Ханий (Рылеева) находилась мечеть Биюк-Джами с двумя минаретами. Во дворе
было кладбище в 1932г. снесена. Далее предлагается список наименований
разрушенных мечетей, дата и место расположения. Шах-Мурат, ул. Ключевского
(1930). Хаджи-Осман, ул. Садовая (1930). Улу-Ханий-Султан, ул. Интернационале
(1934). Чильтерли, ул Ананиевская (1928). Кельташ, ул. Садовая (1928).
Кара-Чора, ул. Кара-Чора (1932). Тахталы-Джами, ул. Айдынлык (193).
Бахчи-Ичи, ул. Бахчи-Ичи (1932). Аджи-Маале, ул. Аджи-Маале (1934). Чардаклы,
ул. Аптекарская (1925).
На сегодняшний день сохранилась
единственное здание старой мечети Йылдырым-Джами по ул. Ворошилова 17
, которое используется как жилой дом.
После возвращения крымских татар
из ссылки в городе построены и функционируют две современные мечети: одна - в
центре на ул. Чобан-заде, другая - в микрорайоне Сары-Су.
|
Мечеть Къарасувбазар джамиси (http://imuslim.net/?item=306)
ОтветитьУдалитьМечеть Сары-сув джамиси (http://imuslim.net/?item=84)
Бывшая мечеть "Йылдырым-Джами" (http://imuslim.net/?item=359)