Крым можно разделить
на две географические районы: степной, южнобережный и предгорный.Карасубазар
относится к предгорному району характеризующейся одноэтажными, двухэтажными
домами сложенные из самана инногда встречаются из камня. Вот как Карасубазар
описывает Куфтин Борис Алексеевич (1892-1953) ученный-этнограф
института при МГУ и Государственного Центрального музея Народоведения.
Степной район Карасубазара и Симферополя
В отличие от
предыдущего, район Симферополя и Карасубазара представляет собой область,
где условия степной равнинной природы, связавшие его судьбу со степями
юго-востока России и внутренней Азии, не благоприятствовали появлению здесь
оседлой жизни и сохранению тех местных традиций земледельческого быта. (...)
Но степной Крым не оставался совершенно чуждым оседлых традиций. Даже при
условии постоянной смены одних кочевых племен другими, какую мы находим на
территории Северного Крыма, начиная с Геродота и кончая XVII в., в степной
Крым необходимо должны были попадать и развиваться навыки оседлой культуры
вместе с теми этническими передвижениями, политическими и экономическими
связями, которые включали степной Крым в культурные области, где
удерживались формы оседлоземледельческого хозяйства. История застает Крым
заселенным скифами-кочевниками их быт, описанный Геродотом и Гиппократом,
во всех деталях совпадает с известными описаниями кочевого быта более поздних
турецких народов внутренней Азии и почти в неизменном виде сохраняется там и
до сих пор. (...)
Татарские деревни
района Карасубазара отличаются беспорядочным расположением домов, пустынным
двором, окруженным низенькой каменной оградой, и имеют неправильные, но
довольно широкие улицы. Низенькие одноэтажные домики под двускатной
черепитчатой крышей помещаются в глубине почти ничем не занятой пустынной
усадьбы. Дома построены из обмазанного глиной плетня или воздушного кирпича и
по плану чаще всего состоят из двух-трех комнат или из одной комнаты и
сеней,(обычно отопляемых очагом. Вход часто расположен со стороны, противоположной
улице, так что дом на улицу выходит задней глухой стеной. Дверь с высоким
порогом ведет в комнату, которая является и сенями, и кухней. У стены,
отделяющей ее от другой комнаты, помещается обширный очаг, с широкой трубой
из плетня, обмазанного глиной. Труба покоится на четырехугольной раме,
образованной из вделанных в стену двух горизонтальных жердей на высоте около
1,2 метров от пола, длиною каждая около 1 метра. Балка, лежащая параллельно
стене на концах жердей, образуя нижний край трубы очага, называется здесь даул-бас,
то есть глава тяги. В этой же комнате у стены, недалеко от двери, стоит
хозяйственная утварь, как-то: кадушка с соленьем (помидорами, перцем и
прочее), с кислым молоком, чугунные котлы, ступа для толчения соли и проса.
Здесь же обычно располагаются земледельческие орудия — лопаты, мотыки и
прочее. Из кухни или сеней дверь, открывающаяся внутрь, ведет в комнату,
служащую спальней или женской половиной, или, если дом состоит из трех
отделений и спальня расположена в противоположной стороне, то в гостиную. В
спальне у стены, отделяющей ее от кухни, устраивается куполообразная печь,
служащая для обогревания этой комнаты и для выпечки хлеба. Ее отверстия —
устье и дымоход — выходят в кухню в стенку очага. Обстановка комнат мало отличается
от таковой же в домах Бахчисарайского района.
Существенным
различием между домами последнего и домами степных татар является,
во-первых, то, что при доме имеется хлев, построенный в одну линию с домом и
находящийся с ним под одной крышей. Хлев обыкновенно делается без передней
стены, так что открыт со стороны двора. Крыша дома двускатная, крытая землей
и соломой, сверх которой кладется черепица на всю крышу, или только над жилой
частью дома. Напоминая собой по внешности рассмотренные типы Бахчисарайских,
крыша резко отличается от них своей внутренней конструкцией, имеющей иную
историю развития.
Главной опорой
служат два врытых в землю, в середине узкой стороны дома, довольно толстых
деревянных столба с развилкой на верху, на которые настилается длинная
слега, являющаяся гребнем крыши. Она подпирается для устойчивости еще такими
же, снабженными развилками наверху, столбами у внутренней стены дома. Сверх
нее настилаются на расстоянии 75 см друг от друга значительно более тонкие
стропила, которые нижними концами выходят за край продольных стен, образуя
навес крыши, иногда подпираемый рядом врытых в землю стоек. Подобного рода
стойки ставятся также снаружи около глинобитных стен, особенно по углам дома,
и врезаются в проходящие вдоль горизонтальные слеги, образуя основной
деревянный каркас дома. Хотя такого рода каркас мы встречаем здесь в домах,
стены которых построены из воздушного кирпича, но по своему развитию он
связан, очевидно, с другим материалом, так как глиняные стены сами представляют
достаточную опору для установки крыши. Всего скорее мы здесь имеем дело с
вытеснением калыбом плетневых стен, при которых описанная конструкция,
снимающая со стен опору крыши, является наиболее естественной. Совершенно
такого рода вильчатые подпорки под коньковой слегой известны в наиболее
примитивном типе плетневых построек черкесов, их сараев и курятников, где
они вполне гармонируют с общим устройством крыши и всего помещения.
Этот тип дома не
ограничивается указанными пределами, а имеет более значительное
распространение в области восточной Украины (...). Жилища из плетня известны
также на Балканском полуострове. Плетневые же фрагменты во фронтонах
двускатных крыш, потолка, дымника у очага и так далее имеют также значительно
более широкое распространение. Местами, например, в южной Бессарабии,
Приднепровье, в местности, прилегающей к Дунаю и Пруту, хворостяный плетень
заменяется камышевым. Сверху такие жилища, называемые у молдаван каса, покрываются
плотно камышовой крышей и обмазываются глиной (...).
Все рассмотренные
выше типы татарского дома обладают рядом общих признаков, связующих их с
жилищами Балканского полуострова. Если исключить из них явные признаки османского
городского строения, то даже при этом условии между ними останется много
общего. Наиболее близко стоит к татарскому жилищу дом гагаузов Бессарабской
губернии, выселившихся сюда с Балканского полуострова. Эта народность
образовалась, по-видимому, из оттесненных на Балканский полуостров из
южнорусских степей родственных половцам узов или торков. Мы наблюдаем у них
тот же характерный план с очагом в сенях хаят и чистую половину с
крытой хлебной печью, устьем выходящей через стену в очаг. Двускатная, крытая
черепицей, крыша также покоится на стропилах макас козлами, и один ее
скат образует навес, поддерживаемый столбами балкона; но стропила здесь
иначе связаны со стенами дома, и поперечные брусья отсутствуют. Напротив, мы
находим у гагаузов продольную балку — матицу — зифть киреиш, не наблюдаемую
у крымских татар. Поскольку гагаузы являются выходцами с Балканского
полуострова из области Бальчика, к северу от Варны, они принесли сюда тип
дома, бытующий там. Действительно, элементы его мы встречаем и у южных
славян, которые, поселившись на Балканском полуострове, сменили общеславянский
тип деревянного дома на каменные, связанные с албанским и фракийским
строительством. Такого рода дома мы находим у болгар, сербов и черногорцев,
причем замечается широкое заимствование даже у последних, наименее подвергшихся
османскому влиянию строительной терминологии, общей в ее турецкой части с
рассмотренной нами у крымских татар. Двускатные крыши также крыты желобчатой
черепицей византийского типа или пластинами дикого сланца, послужившего
древним прототипом плоской черепицы римского времени.
Существенным
отличием славянских жилищ от крымского является огнище, расположенное в
середине жилого помещения, чего у татар мы не замечаем, хотя это было бы
наиболее естественным найти у осевшего кочевого населения. Однако, напротив,
у южнославянского населения огнище только в том случае получает турецкое
название оджах, в форме очаг, широко распространенное и у восточных
славян, когда оно переносится к стене и над ним развивается дымоход. (...)
В статье "Крымско-татарский жилой дом" Т.
Рапопорт так описывает Карасубазар: Город Карасубазар размещается в
широкой долине на берегу речки Кара-су. В прежние времена, согласно описаниям
Сегюра, он был «одним из значительных в Тавриде». В городе до некоторой
степени и сейчас сохранилась старая планировка, делящая Карасубазар на
части, заселенные в прежние времена различными национальностями. По своему
виду и архитектуре эти кварталы отличны друг от друга.Таковы кварталы, в
которых жили богатые крымчаки, с домами XVIII века, кварталы татар с типичными стенными жилищами и цыганская слободка.
Здесь, так же как в Бахчисарае, улицы узки и извилисты, а дома скученны. Они
повернуты тыльной стороной к улице или отнесены в глубину небольших
пустынных участков, окруженных белыми заборами. В городе очень мало зелени и
воды. Белые одноэтажные дома крыты черепицей и не имеют террас. Кварталы
крымчаков с богатейшими домами XVIII века похожи на бахчисарайские. Встречаются те же крыши с круглыми
карнизами, розетки на входных дверях и аркады внутренних, выходящих во двор
фасадов.
Десять лет спустя
после завоевания Крыма в 1793-1794 гг. академик П.С.Палас, описывая
полуостров, в частности, отметил: "Город Карасубазар находится в
очень низкой долине… Улицы, как и во всех татарских городах, узки,
неправильно расположены.… Несколько хороших домов, большие каменные лавки и
мечети с их башнями придают некоторый вид Карасубазару.… В городе
насчитываются 23 татарские мечети, 3 церкви и синагога ”.
Усеин Боданинский, работавший в Карасубазаре 1926 году,
так описывает состояние памятников архитектуры и перечень необходимых работ
по их реконструкции:
Дом Дугуджиева по
Католической ул., около Армяно-Католической церкви
В доме имеется три
комнаты с деревянными резными и инкрустированными потолками, а две из них:
одна в 1 этаже и одна во 2-м этаже — имеют по одной стенке устройство шкафов
и кровати. Все дер. части без росписи. Кроме этого имеется балкон с
деревянным потолком и очень интересная деревянная лестница из 1-го этажа во
второй. Дом находится в ведении вдовы Дугуджиева, которая здесь бывает
временами. В настоящее время дом пустой и необитаем, находится в очень
запущенном состоянии, в особенности крыша и каркасные стены. Требует
серьезного капитального ремонта.
Так как едва ли
вдова Дугуджиева когда-либо отремонтирует его, полагаем необходимым взять его
в ведение КрымОХРИСа и произвести капитальный ремонт этого здания, в целом и
внутри и снаружи представляющего из себя весьма ценный памятник.
1. Сменить стоек и
обвязок у каркасных стен — 50 пог. м.
2. Разобрать
кирпичную заделку и вновь ее сделать — 30 кв. м.
3. Разобрать и вновь
сделать черепичной кровли — 160 кв. м.
4. Сменить ветхих и
гнилых стропил и балок — 40 пог. м.
5. Исправить мелкою
починкою рам — 10 шт., дверей — 8.
6. Укрепить балкон
сменою дер. частей — 15 п. м.
Комната в д. б.
Марко Бакши по Речной ул.
Весьма интересная
отделка внутренних стен и потолка, с росписью, в настоящее время пришла в
ветхость и частью расхищена; отсутствует почти весь пол, кровать, часть
оконных наличников и т. д., отделка комнаты в бытовом и
историко-художественном отношении представляет исключительное значение и
кроме этого как памятник гражданского характера.
В настоящее время
дом находится в ведении общества крымчаков, которому необходимо предложить,
на основании наших предварительных с ними переговоров, произвести в доме
нижеследующие работы:
1. Подвести бутовый
цоколь и исправить старый, где это требуется.
2. Под основную
балку подвести новый каменный столб или поставить деревянный в том месте, где
находится перегородка.
3. Настлать новый
пол так, чтобы не ломать и не тревожить старых деревянных частей.
4. Вставить стекла:
ремонтировать крышу.
Нижеследующие работы
должны быть произведены под непосредственным наблюдением:
5. Устройство
внутренних наличников на нише, где стоит камин.
6. Устройство
полочки кругом по стенам.
7. Устройство навеса
под камином.
8. Устройство ниши
для кровати (камере).
9. Ремонт полочки и
шкафов.
10. Ремонт арочек
верхней галереи и ремонт потолка.
Эти работы должны
быть сделаны по образцам существующих деревянных отделок и выкрашены в
натуральный цвет, по указанию КрымОХРИСа. Безусловно, воспрещается:
1) снятие и отбивка
старых деревянных частей;
2) окраска,
переправка и обновление их.
Памятник детально
зафотографирован, замерен и зарисован, в т. ч. возможна самая тщательная
проверка сохранности.
Также памятники нуждающиеся в рестоврации:
Бывшая Кофейня
Черкез по ул. Луначарского (бывшая Ильинского) ныне занимает Гормилиция.
Кофейня «Сары-Каве» д. б. Манто.
Здания 2 кофеен с аркадами на
колонках бывшая Шарибова на площади Карауллар мейданы (ныне Октябрьская
площадь).
Турецкий
исследователь Зейнеп Озьдем в своей статье "Крымский город Карасубазар с
людьми, местами и учреждениями" отмечает, что в Карасубазаре было 32
малле:
Маалле
Кебир Джами
|
Маалле
Хаджи Исмаил
|
Маалле
Хаджи Шабан
|
Маалле
Накиб Эфенди
|
Маалле
Кыбтиян
|
Маалле
Хаджи Шах-Мурад
|
Маалле
Шейх Реджеб Эфенди
|
Маалле
Синан Герай
|
Маалле
Шор (Шор-Джами)
|
Маалле
Караагач
|
Маалле
Али Эфенди
|
Маалле
Хаджи Кудреш Эфенди
|
Маалле
Садык Эфенди
|
Маалле
Хаджи Хасангельди
|
Маалле
Хаджи Буньяд
|
Маалле
Чингене
|
Маалле
Аджем
|
Маалле
Чешме
|
Маалле
Чорум
|
Маалле
Кенисе
|
Маалле
Хаджи Ашир
|
Маалле
Хаджи Арслан
|
Маалле
Хаджи Барий (?)
|
Маалле
Хаджи Эсенгельди
|
Маалле
Хаджи Салих
|
Маалле
Хаджи Кара Али
|
Маалле
Сейид Хасан
|
Маалле
Тарханлы
|
Маалле
Тахта Месджид
|
Маалле
Ак-Топрак
|
Маалле
Кара Чора
|
Маалле
Рум
|
Из них три маалле
относились к немусульманам: маалле Рум, маалле Чешме, маалле Кенисе. Маалле
Чорум и Аджем были распределены между мусульманами и немусульманами. Много
людей прибыло в Карасубазар из Анатолии (Анадолу). Ими были выходцы из
различных областей (эялетов и санджаков), таких как Кастамону, Болу,
Сафранболу, Тире, Чанкыры, Трабзон, Сивас, Токат, Амасия, Ван, Диярбакыр,
Эрзурум, Малатья и Урфа. Некоторые переселенцы сбежали из родных мест по
разным причинам, другие из них прибыли в Крым с торговыми или
просветительскими целями.
Дома обычно
строились вокруг мечети или церкви на маалле. Мечети нередко совпадали с
названием маалле. Жизнь на маалле не ограничивалась только домами и
молитвенными местами. На каждом маалле находились тюкяны для осуществления
ежедневных необходимостей и близлежащий хамам (бани), мектеп (школы) и
медресе (религ. школы). Эвлия Челеби указывает на то. что в городе было 5
медресе и 8 мектепов. Один из мектепов находился на маалле Чорум, а медресе
Мехмед Эфенди располагался на маалле Реджеб Эфенди. Другие 2 медресе
назывались Хаджи Субханкулу Гази Ага и медресе Хаджи Яхья.
В Карасубазаре также
имелись питейные заведения: бузахане и мейхане. Эвлия Челеби говорит о том,
что в 1140 тюкянах (лавках) было около 105 бузаджы (продавцов бузы), 10
кофеен (кавехане) и 40 мейхане. В городе было несколько рынков (базаров):
Чаршы (Рынки) Юкары (Верхний) - Орта (Средний) - Ашагы (Нижний), Чаршы Шейх
Абдульазиз, Чаршы Калгай, Чаршы Сюк-и Суфий и Чаршы Эфенди, Чаршы Сараджлар,
Хаффафлар и Баккаллар.
В центре,
по-видимому, располагались следующие базары (рынки): Базар Шор, Базар Давар
(невольничий рынок), Базары Ат (лошадиный) и Мырза. Базары, чаршы являлись
"кровеносной системой" города. Жизнь кипела с утра до вечера. В
таких местах можно было стать свидетелем различных событий.
Карасубазар известен
еще и тем, что здесь находилась резиденция рода Ширинов. В центре возле
городской площади можно было увидеть красивую постройку дворца Ширин-Сарайы.
Джакомо Кваренги "Дворец в
Карасубазаре" (XIX в.)
Планировка улиц
старой части города римского типа , все улицы ведут к центру. Центр это
площадь, на которой проходили все праздники, велась торговля. Площадь
располагалась на пересечении торговых путей. Таким центром являлась площадь
возле нынешней городской больницы (сквер имени Калинина). В давние времена
все праздники проводились на этом месте. Площадь напоминает треугольник
в центре которого стоял фонтан. Вокруг городской площади находилось 15
кофеен. От городской площади на ул. Сарынча (Луначарской) находится здание
богача Абибуллы «Авропа кавеси». После установления советской власти в
Крыму здание переименовали в «Ресторан Европа». Здание по сегодняшний день
используется как «ресторан - бар». Возле площади стоит дом, снизу которого
находится вход в подвал (магаз), впереди колонны с аркой. Этот дом в 1736 г.
построил Фатих-Гирай хан. После Гирай хана этот дом передаётся Эбубекиру
из рода Ширинских. Это здание переходило из поколения в поколение.
На сегодняшний день
старая часть города и часть района Ханджами все ещё сохраняет восточный
характер города.
|
Интересная информация! Спасибо
ОтветитьУдалитьCaesars Palace Casino Review 2021 | Player Discussion - DRM
ОтветитьУдалитьCaesars Palace 평택 출장안마 is a 하남 출장마사지 casino in the Catskills, New 출장샵 Jersey. The 보령 출장샵 casino offers over 4000 games, the largest slots, and the 강릉 출장샵 longest-lasting poker